Чтобы отбиться от повышения налоговой нагрузки, Коломойский и Новинский готовы просить заступничества у МВФ.
Эксперты департамента по бюджетным вопросам МВФ до конца месяца вынесут вердикт о целесообразности повышения в 2015 г. налогообложения украинских предприятий, добывающих нефть, природный газ и железную руду. На кону около 9 млрд. грн. – именно такую сумму Минфин планирует дополнительно собрать в следующем году благодаря этому налогу.
До сих пор добывающие компании всеми силами противились самой идее повышения налоговой нагрузки. И даже припугнули власти сворачиванием инвестпрограмм и сокращением добычи, если их позиция по налоговым вопросам не будет учтена. Громче всех возмущались представители нефтегазодобывающих предприятий. Заводилами выступали уполномоченные от Игоря Коломойского и Вадима Новинского. Но на прошлой неделе зарабатывающие на разработке недр бизнесмены неожиданно отказались от ультиматумов и представили на рассмотрение Минфина свои условия компромисса. Чиновникам предложили вообще отказаться от взимания платы за недра, а вместо этого увеличить ставку налога на прибыль добывающих компаний. Этот вариант попал в министерство через Государственную фискальную службу. Ни одна из сторон не сообщает о том, до какого уровня может быть поднята ставка налога на прибыль для ресурсных компаний. Неофициально в Минфине говорят, что бизнес готов “обсуждать возможность двукратного увеличения действующей ставки налога на прибыль, но при условии обнуления платы за пользование недрами”. В одной из нефтегазодобывающих компаний даже шутят, что таким образом помогают фискалам в проведении налоговой реформы. “Если министерство устроят такие условия, оно сможет похвастаться сокращением еще одного налога”, – поясняют нефтедобытчики.
В финансовом ведомстве пока прохладно относятся к этому предложению. Ведь крупнейшие добывающие компании сейчас либо официально входят в вертикально интегрированные холдинги (например, “Метинвест групп” Рината Ахметова), либо неформально связаны в технологические цепочки, подконтрольные одному собственнику (“Укрнафта” и Кременчугский НПЗ, которые курирует группа “Приват”). Поэтому им не составит труда перенести прибыль от добычи на другие предприятия, для которых действует обычная ставка налога на прибыль. Для проведения подобных схем не станет препятствием и контроль над трансфертным ценообразованием, который фактически выхолощен последними правками. Кроме того, в конце октября вступило в действие постановление Кабинета министров №570, которое устанавливает на аукционах понижающий коэффициент для украинской нефти. В соответствии с документом “Укрнафта” (на эту компанию приходится около 80% добычи нефти) может продавать ее на торгах со скидкой в 15% от стартовой цены. Это означает, что прибыли нефтяников также упадут, а значит, и поступления в казну.
Идею о продлении на следующий год действия повышенных ставок платы за пользование недрами впервые озвучил в сентябре заместитель министра финансов Денис Фудашкин. Месяц спустя серьезность намерений подтвердил глава Минфина Александр Шлапак. Энтузиазм чиновников закономерен. За счет увеличения ставок ресурсного налога, проведенного в два этапа, прирост поступлений в бюджет по этой статье за январь-октябрь 2014 г. составил около 4 млрд. грн. Правда, из этой суммы живыми деньгами в казну поступило пока лишь 2,5 млрд. грн. За остальные начисленные к уплате налоги инспектора Государственной таможенной службы все еще сражаются с нефтегазодобытчиками. Тем не менее налог за пользование недрами в Минфине считают очень перспективным. В текущем году наилучшую динамику демонстрирует “импортный” НДС: за 10 месяцев его сумма увеличилась на 4,6 млрд. грн. в сравнении с январем-октябрем 2013 г. Но поступления по этой статье выросли только благодаря девальвации гривни, которая автоматически повысила и стоимость ввозимых товаров. Другое дело плата за недра, где курсовые колебания никак не влияют на сбор платежей. Если в 2015 г. в правительстве рассчитывают стабилизировать курс, то с прибавкой НДС придется распрощаться. Поэтому Минфин так упорно настаивает на увеличении платы за использование недр. Тем не менее, самостоятельно отказаться от предложенного бизнесом компромисса в Минфине не смогли. Окончательное решение о модели налогообложения для ресурсных предприятий будет принято после консультаций с МВФ. (Деловая Столица/Энергетика Украины и мира)