Правительство Украины готово предоставить норвежским компаниям возможность инвестировать в ГТС. По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, государство намерено создать дополнительные законодательные условия, которые позволят норвежской газотранспортной компаний принять участие в конкурсе на управление украинской “трубой” и подземными газовыми хранилищами.
“Если норвежские компании энергетического сектора готовы инвестировать в украинскую газотранспортную систему, то правительство Украины готово подать специальный законопроект, который даст возможность не только компаниям из ЕС и США, но и норвежским компаниям непосредственно инвестировать в украинскую ГТС и газоубежища”, – заявил в ходе украино-норвежского форума Арсений Яценюк.
Казалось бы, идея неплохая. Чем больше будет желающих, тем лучшим для нас может быть результат проекта создания консорциума по управлению ГТС. Эксперты соглашаются с этим, однако в конкретном случае с норвежской компанией есть одно “но”, на которое украинское правительство не может не обратить внимания. Что это – ниже в комментарии члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука:
Предложение премьера Яценюка норвежской компании принять участие в аренде ГТС – это шаг отчаяния. Отчаяние порождено отсутствием реальных заинтересованных компаний со стороны ЕС. США вообще отстранились от процесса, хотя обещали способствовать в поиске инвестора.
Показательно, что Украина обращается по поводу участия в аренде ГТС к Норвегии, которая не является членом ЕС и для которой нужно создавать новые условия. Собственно, это уже с легкостью пообещал Яценюк, который теперь не представляет ни коалиции, ни большинства в новой Верховной Раде.
На первый взгляд, Норвегия выглядит привлекательно и перспективно с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Однако для Statoil аренда ГТС не является интересной ни с точки зрения необходимости для собственного бизнеса, ни с точки зрения привлекательной инвестиции.
ГТС Украины нельзя использовать для транспортировки газа с шельфа Северного моря клиентам Statoil, которые находятся в Западной Европе.
В качестве обычной финансовой инвестиции этот вариант не является выгодным для Statoil, поскольку ГТС Украины уже сейчас сокращает транзит российского газа, уменьшает свои доходы от транзита и нуждается как минимум в $5 млрд. для модернизации.
В конечном итоге перед Норвегией сегодня стоит задача остановить падение добычи газа и нефти, а поэтому свободные средства будут направляться в первую очередь в этот сектор, а не на аренду или покупку ГТС Украины.
Наконец, с точки зрения технической эксплуатации, Statoil преимущественно развивает и занимается шельфовыми газопроводами, протяженность которых составляет 8,1 тыс. км. В то же время ГТС Украины – это больше 22 тыс. км лишь магистральных газопроводов. Норвежский опыт не будет эффективным для Украины.
Хотя даже если допустить, что Норвегия могла бы арендовать ГТС Украины, все равно возникает вопрос – для чего Statoil в это ввязываться? Ведь, как заявил представитель “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко, уже через 2-3 года 49% ГТС Украины будут продавать. Для Statoil нет смысла несколько лет заниматься проблемами ГТС Украины в статусе арендатора, если покупателем потом будет совсем другая компания.
Надеюсь, что в правительстве и “Нафтогаз” не затаились иваны сусанины, которые заведут ГТС Украины в неизвестность. И для начала они должны определиться, куда они поведут ГТС Украины – путем аренды или продажи.
С долгосрочной и стратегической позиции ГТС Украины для Норвегии является прямым конкурентом. Ведь ГТС Украины транспортирует в ЕС российский газ, который конкурирует с норвежским газом в Европе.
Даже больше – для Украины Statoil Норвегии является зеркальным отражением “Газпрома” России. “Газпром” не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку в российской стратегии делают акцент на обходных газопроводах (Северный поток, Голубой поток, Южный поток). Statoil не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку для Норвегии важно, чтобы в Европу попадало меньше российского газа.
В развитии и функционировании ГТС Украины могут быть заинтересованы Германия, Австрия, Италия, Чехия и отдельно Турция. “Пул” этих всех или отдельных стран мог бы проявить интерес к аренде или покупке части ГТС Украины. (Дело/Энергетика Украины и мира)