Крупные сети АЗС стали резко взвинчивать цены на топливо, сообщили в “Консалтинговой группе А-95”. 16 декабря на заправках KLO все горючее подорожало на 50 коп.: А-92 до 16,49 грн. за литр, А-95 и дизель – до 16,59 грн./л. А WOG поднял расценки сразу на 1 грн.: А-92 и ДТ у него доросли до 17,99 грн./л, А-95 – до 18,49 грн./л. У SOCAR ценник повысили только на один вид топлива – премиальный: гривну прибавили к стоимости А-95+ – до 18,49 грн./л.
Средние расценки по стране поднялись пока не очень сильно – на 0,13-0,14%: А-92 до 16,57 грн./л, А-95 – до 16,86 грн./л и дизель – до 16,58 грн./л.
У подорожания один виновник – дорогой доллар. “В ближайшие дни свои цены подтянут все остальные заправочные сети. И, думаю, на этом все может завершиться. Но, конечно, только если курс дальше не полетит вверх”, – прокомментировал “Вестям” ситуацию сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Эксперты уверяют, что удешевление нефти (16 декабря февральские контракты на Brent подешевели еще на 2,35% – до $59/баррель) не перекрывает рост курса доллара. “До тех пор, пока не будет наведен порядок на финансовом рынке, цены на бензин будут “прыгать” вместе с гривней”. Рыночная стоимость топлива нисколько не завышена, а спровоцирована курсом, экономической ситуацией в стране, внешними факторами и падением спроса”, – заверил замдиректора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Эксперты снова прикидывают темпы подорожания. “Обычно рост курса доллара на гривну влечет за собой удорожание бензина примерно на 80 копеек. Дизтоплива – чуть меньше. Многие выжидают неделю-две перед повышением цен, но некоторые начинают их взвинчивать сразу же”, – отметил Дмитрий Марунич.
Единственное, что утешает – это увеличение топливных запасов украинских нефтетрейдеров. После того как они стали активнее скупать валюту (кстати, именно их председатель НБУ Валерия Гонтарева на последнем заседании с банкирами обвинили в скупке доллара), они выросли чуть ли не вполовину. Раньше ведь заправщики жаловались не только на высокий курс, но и на тотальный дефицит бакса.
“До последнего курсового “всплеска” удовлетворение потребности в валюте удавалось довести до 60%. Заслуги Нацбанка в этом – никакой. Проблема с дефицитом решалась в основном, за счет прямых договоренностей с экспортерами через коммерческие банки. Почти всегда это стоило дополнительные 0,8-1,2 грн. на каждом долларе”, – сообщил президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук.
По мере роста курса доллара нефтетрейдеры допускают новую волну валютного дефицита. (Вести/Энергетика Украины и мира)