“Газпром” повторил антирекорд 2010 г., поставив в ЕС в 2014 г. самый низкий за 20 лет объем газа. Падение цен вслед за нефтяными дает монополии шанс исправить ситуацию, но пока “Газпром” сам ограничивает экспорт, минимизируя прокачку через Украину. Если во втором квартале политика компании не изменится, она может уступить долю на рынке поставщикам СПГ, который вновь становится реальным конкурентом российскому газу в ЕС.
По итогам 2014 г. “Газпром” сократил экспорт газа в страны ЕС на 13,8% до 121,3 млрд. куб. м, повторив результат 2010 г., худший за последние 20 лет. В основном падение объясняется сокращением спроса на газ в Европе на 11%, прежде всего из-за аномально теплой погоды, но “Газпром” внес в него собственный вклад. Как следует из отчета монополии по РСБУ за четвертый квартал, ее попытка в конце года остановить реверсные поставки газа на Украину из Европы привела к тому, что экспорт в страны, причастные к реверсу, Чехию, Словакию, Австрию и Венгрию, рухнул на 40-60%.
Но дело не только в реверсе. В целом по году экспорт сократился почти во все страны ЕС, причем сильнее всего в те, что снабжаются через Украину. Так, поставки в Италию упали на 14,4%, Францию – на 13,2%, Австрию – на 24,5%, в Чехию – на 35%, Словакию – на 19%. Страны, которые снабжаются через газопроводы Ямал–Европа и Nord Stream, показали лучшие результаты. Экспорт в Германию, являющуюся крупнейшим потребителем российского газа, сократился всего на 3,6%, в Польшу – на 7%, а в Нидерланды и Данию поставки даже возросли.
Дело в том, что “Газпром” существенно изменил конфигурацию газовых поставок в Европу, стремясь по максимуму загрузить “северные” газопроводы Nord Stream и Ямал-Европа и снизить транзит через Украину. Хотя подобная тенденция наблюдалась с 2012 г., в 2014 г. она впервые привела к кардинальным изменениям.
Например, Чехия, еще несколько лет назад полностью снабжавшаяся через Украину, теперь перешла на поставки через газопровод Opal (наземное продолжение Nord Stream). Словакия, до 2014 г. получавшая весь газ через Украину, сейчас наполовину снабжается через Чехию.
В результате в 2014 г. транзит через Украину упал на 28% до 62 млрд. куб. м, а в 2015 г. Fitch ожидает его снижения до 50 млрд. куб. м. Действительно, с октября объемы газа, поступающие в ЕС через пункт Вельке-Капушаны на словацко-украинской границе (основная точка передачи), упали примерно втрое по сравнению со средним уровнем в предыдущие два года. И даже штрафы в пользу клиентов за неполное удовлетворение заявок, утверждают источники “Ъ”, не останавливают “Газпром” в проведении новой политики.
В первом квартале, судя по всему, ситуация не изменится, и монополия покажет очередное снижение поставок в ЕС: местные потребители стремятся снизить отбор по контрактам с нефтяной привязкой. Они рассчитывают на значительное снижение цены газа во втором–третьем кварталах, когда в ней будет полностью учтено прошлогоднее падение стоимости нефти. Вопрос в том, воспользуется ли “Газпром” возможностью увеличить поставки или же монополия сочтет более важной минимизацию транзита через Украину. В последнем случае “Газпрому” грозит уже серьезная потеря позиций на рынке.
Собеседники “Ъ” в европейских газовых компаниях считают такой вариант реальным, рассчитывая на возвращение в ЕС значительных объемов сжиженного газа (СПГ). В последние три года поставки СПГ в Европу снижались, поскольку в Азии цены были существенно выше. Но теперь ситуация может измениться. По данным Platts, основной индикатор для спотового СПГ в Азии Japan Korea Marker для мартовских поставок опустился до $6,8 за MBTU, тогда как цены в британском хабе NBP держатся на уровне $7/MBTU. Катарский СПГ с учетом фрахта может быть продан в северо-западной Европе по $7,8/MBTU (около $280/тыс. куб. м), тогда как цена “Газпрома” на границе с Германией лишь чуть ниже $300/тыс. куб. м. И хотя во втором квартале она может упасть до $270-280, СПГ останется конкурентоспособной альтернативой. По оценке одного из собеседников “Ъ”, Европа сможет безболезненно заместить 10-15 млрд. куб. м российского газа.
Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности отмечает, что осложнить ситуацию для рынка ЕС может сокращение добычи на крупнейшем европейском месторождении Гронинген в Голландии. При этом, добавляет эксперт, у “Газпрома” есть шанс увеличить экспорт в Европу даже на фоне минимизации транзита через Украину, если ЕС разрешит использование полной мощности газопровода Opal. Но европейские чиновники говорили о такой возможности только в случае реального кризиса поставок, который может быть предотвращен за счет СПГ. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)