По итогам 2014 года поставки российской нефти на рынки Китая, Японии и Южной Кореи увеличились с 41 млн. до 51 млн. т. В результате этого доля России на нефтяных рынках трех крупнейших в Азии импортеров выросла с 7,2% до 8,7%.
За тот же период поставки нефти из Саудовской Аравии в Китай, Японию и Южную Корею сократились на 4 млн. т (с 146 млн. т до 142 млн. т), в результате чего доля саудовской нефти на этих рынках снизилась с 26% до 24%.
Одновременно с этим сократили свои доли на нефтяном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и другие арабские страны. В частности, Катар уменьшил поставки своей нефти на 7,4%, а Кувейт сумел лишь удержать объем поставок на прежнем уровне, после чего его доля на рынках Китая, Японии и Кореи снизилась с 7,2% до 7%.
Россия экспортирует нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порт Козьмино, который является конечной точкой нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Погрузка первых 100 тыс. т нефти на танкер “Московский университет” в порту состоялась 28 декабря 2009 г. По итогам 2010 г. СМНП Козьмино досрочно выполнил план по отгрузке 15 млн. т нефти на экспорт в страны АТР. Объем экспорта через терминал спецморнефтепорта в 2011 г. составил 15 млн. 199 тыс. т нефти. В 2012 г. – вырос на 7,2% до 16,23 млн. т. В феврале 2013 г. из спецморнефтепорта “Козьмино” на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона было отгружено 50 млн. т нефти марки ESPO. В 2013 г. план по экспорту нефти был перевыполнен на 300 тыс. т, отгрузка составила 21,3 млн.. т. В конце первого квартала 2015 г. порт “Козьмино” планирует экспортировать 100-миллионную тонну нефти с момента пуска.
В середине февраля Министерство энергетики России поручило “Транснефти” изучить вопрос о возможности расширения инфраструктуры порта Козьмино. Официальный представитель транспортной монополии Игорь Демин сообщил, что возможность расширения с 30 до 36 млн. т в год после 2020 г. сейчас прорабатывается. (OilNews/Энергетика Украины и мира)