Ассоциация “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” (ООРНУ) призывает правительство в срочном порядке приступить к корректировке системы налогообложения топлив, которая позволит замедлить рост цен и сохранить бюджетные поступления от нефтепродуктов.
“Ассоциация предлагает зафиксировать ставки акцизного сбора на нефтепродукты в гривне, взяв для расчета курс доллара 21,7 грн., который правительство использовало при подготовке изменений в закон о госбюджете на 2015 г. Таким образом, акциз на бензин составит около 5 тыс. грн./т, тогда как при курсе 30 грн./$1 налог составляет 7 тыс. грн./т, формируя в цене для потребителя дополнительно 2 грн. на литре”, – говорится в сообщении ассоциации.
Кроме того, в ООРНУ призывают правительство отменить 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров, введенный в январе 2015 г. и предопределивший повышение розничных цен более чем на 1 грн./л. “За первый месяц действия этой нормы уже видна тенденция продажи нефтепродуктов на АЗС “мимо кассы” и возможности для коррупции на местном уровне, так как ставки налога и его уплата предусмотрены в местные бюджеты”, – говорят в ассоциации.
Как отмечено в сообщении, за последний год налоги на бензин выросли втрое и на сегодня при цене 25 грн./л в бензине А-95 превышают 11 грн./л, практически сравнявшись с закупочной стоимостью нефтепродуктов.
“Сохранение топливных налогов на текущем уровне на фоне полного отсутствия контроля над их уплатой со стороны Фискальной службы Украины приводит к ускоренному росту теневого рынка. По расчетам Ассоциации, минимальный объем кустарного производства бензина в 2014 г. составил около 700 тыс. т или около 25% потребления. Соответственно потери госбюджета оцениваются в 5 млрд. грн. (акциз и НДС). С учетом падения потребления и девальвации, в этом году теневой рынок бензина может достичь 50% (1 млн. т) с ожидаемыми потерями казны в размере не менее 15 млрд. грн.”, – подчеркивают в ООРНУ.
Участники ассоциации решили в течение недели подготовить презентацию с предложениями по реформированию системы администрирования акцизного сбора с нефтепродуктов, которая будет основываться на европейском опыте контроля этой сферы. Основными пунктами этой программы является создание налоговых постов на НПЗ, ограничение свободного перемещения сырья и компонентов для производства топлив, акцизное декларирование и уголовная ответственность за незаконное производство и сбыт подакцизных товаров.
“Мы разделяем стремление правительства собрать больше денег на нужды страны, однако повышение налогов на топливо приводит к росту цен и расцвету теневого рынка, но никак не к росту бюджетных поступлений. У нас есть предложения, как снизить ценовое давление на потребителя и одновременно обеспечить ожидаемые поступления в бюджет страны”, – резюмировал президент ООРНУ Леонид Косянчук. (Forbes.ua/Энергетика Украины и мира)