Минэнерго прогнозирует снижение добычи нефти в России в консервативном сценарии Энергостратегии России до 2035 г. с 525 млн. т в 2015 г. до 476 млн. т к 2035 г.
В негативном варианте прогнозируется плавный спад добычи: 513 млн. т к 2020 г., 491 млн. т к 2030 г., следует из презентации министра к совещанию по Энергостратегии-2035 у премьер-министра Дмитрия Медведева (копия есть у РБК). В целевом сценарии ведомство обещает сохранить полку добычи нефти в 525 млн. т, несмотря на тенденцию к ее падению на действующих месторождениях, в основном за счет плавного роста вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых ресурсов и нефти шельфовых месторождений. Только за счет них, по словам министра энергетики Александра Новака, ожидается 25%-ный прирост добычи в России к 2035 г.: 80 млн. т за счет ТРИЗ и 50 млн. т за счет шельфа. “Общий объем этих энергетических ресурсов увеличится к 2035 г. до 25%, то есть четверть добычи будут давать новые проекты, новые залежи, новые разработки”, – сказал министр по итогам совещания. Существенно планируется расширить долю в добыче нефти на новых месторождениях – до 47 млн. т вместо 6 млн. т в 2015 г., следует из презентации. При этом добыча нефти на действующих и зрелых месторождениях снизится на 25,8%, с 469 млн. т в 2015 г. до 348 млн. т в год в 2035 г.
Как пояснил Новак по итогам совещания, консервативный сценарий развития основан на прогнозе Минэкономразвития на ближайшие три года с учетом низких цен, которые сейчас наблюдаются на энергорынках, а также более консервативного развития экономики и санкций. Рост ВВП, согласно прогнозу, предполагается на уровне 1,6% ежегодно до 2035 г., а целевой сценарий учитывает среднегодовой рост ВВП в 2,2% ежегодно. При этом, по словам Новака, до 2022 г. сценарии в принципе похожи.
Сценарий, предусматривающий сохранение добычи нефти на уровне 525 млн. т в год, предполагает внедрение поддерживающих отрасль мер, в том числе налога на финансовый результат в нефтяной отрасли, который заменит плоскую шкалу налогообложения НДПИ. По словам министра энергетики, премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал предложения Минэнерго и нефтяных компаний о замене НДПИ налогом на финансовый результат на 12 пилотных проектах “Газпром нефти”, “ЛУКойла” и “Роснефти”: ведомствам поручено в течение десяти дней доработать законопроект.
Если будет принята консервативная развилка и государство примет решение по итогам эксперимента сохранить нынешнюю систему налогообложения нефтяной отрасли в рамках налогового маневра, то экспорт нефтепродуктов по целевому сценарию Энергостратегии России до 2035 г. сократится с 241 млн. т условного топлива (т.у.т.) в год в 2014 г. до 214 млн. т (снижение на 11,2%) – по целевому сценарию и до 193 млн. т (падение на 20%) – по консервативному в 2020 г. по причине пересмотра компаниями инвестиций в переработку из-за налогового маневра. К 2035 г. экспорт нефтепродуктов может снизиться до 160 млн. т по консервативному сценарию либо подрасти до уровня 2020 г. (после десяти лет падения) до 217 млн. т в год.
Нефтяные компании настроены довольно скептически к ожиданиям ведомства от прироста добычи нефти от ТРИЗ и шельфа: они или не строят такого рода долгосрочных планов, или делают поправку на экономическую конъюнктуру. Если цены на нефть останутся низкими, а налоговая шкала – плоской, наиболее вероятна реализация негативного сценария, при котором добыча будет падать, а шельфовые проекты и добыча ТРИЗов – откладываться или замораживаться из-за санкций, затрудняющих доступ к технологиям, и высоких инвестиций, необходимых как в добычу на такого рода месторождениях, так и в импортозамещение оборудования и технологий.
В пресс-службах “Роснефти” и Минэнерго вопрос добычи нефти на долгосрочную перспективу не комментируют.
Как пояснил РБК официальный представитель “ЛУКойла”, в текущих планах компании, которые она направляет в профильные ведомства, учитываются только объемы добычи нефти на действующих и новых месторождениях. Каспийское море, где компания добывает нефть, не считается шельфом по российскому законодательству. По проекту по геологоразведке трудноизвлекаемых ресурсов нефти совместно с Total на Баженовской свите нет прогнозов по вводу в эксплуатацию месторождения, поскольку объемы добычи топлива будут понятны не ранее, чем пройдет разведочное бурение и другие виды геологоразведки. Таким образом, “ЛУКойл” предполагает, что будет поддерживать свои объемы добычи нефти за счет ускоренного освоения новых месторождений на суше и Каспии, в том числе месторождений им. Виноградова, им. Филановского, Имилорского, а также за счет повышения коэффициента нефтеотдачи на действующих месторождениях.
Представитель “Газпром нефти” пояснил, что компания не меняла в сторону снижения планы по добыче нефти в ближайшие 3-5 лет, а далее будет исходить из экономической конъюнктуры. Как пояснил РБК источник в компании, санкции хоть и ударили по компании, но не настолько, чтобы вызвать коллапс и остановку проектов: “Большинство используемых технологий у нас законтрактовано, а через некоторое время могут или снять санкции, или появиться отечественные аналоги”.
Источник РБК в “Роснефти” объяснил, что компания будет откладывать часть того объема геологоразведки на шельфе или в плане освоения трудноизвлекаемых ресурсов, который будет нельзя вовремя провести из-за отсутствия доступа к технологиям или необходимости перераспределения финансовых ресурсов.
Бывший сотрудник ТНК-BP подчеркивает, что цифры, которые направляют нефтяные компании чиновникам для создания стратегических документов, порой диаметрально расходятся с реальными экономическими планами компаний. Согласно проектной документации, с месторождений нефти в России можно добывать 680 млн. т нефти, но добывается только 525 млн. т. В фискальные ведомства компании могут направлять заниженные планы добычи нефти, лоббируя налоговые льготы, а в трубопроводную монополию, наоборот, завышенные, рассчитывая на доступ к транспортной инфраструктуре. Но все они корректируются с учетом спроса на нефть у конкретных покупателей и ее цен на мировом и внутреннем рынке. Он сомневается, что планы Минэнерго по приросту добычи на шельфе и ТРИЗ будут реализованы в полном объеме, если санкции не отменят.
Тем не менее, Минэнерго и Минпромторг рассчитывают, что отечественные компании справятся и своими силами. Ведомства разработали план приоритетного импортозамещения техники и технологий в нефтегазовой отрасли. Александр Новак презентовал его еще на Национальном нефтегазовом форуме неделю назад, а также осветил премьер-министр во время совещания по Энергостратегии до 2035 г.
Согласно плану, до 2016 г. планируется заместить российскими зарубежные технологии гидроразрыва пласта, к 2018 г. – технологии по разработке трудноизвлекаемых запасов, после 2020 г. – шельфовые платформы и технику для освоения морских месторождений. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, ведомство уже получило заявку на господдержку 200 проектов от 250 предприятий. “Всего в программе импортозамещения будут участвовать 300 российских компаний, которые мы будем софинансировать по приоритетным проектам из Фонда развития промышленности, будем снижать НДС, финансировать НИОКР. Но с условием вывода товара на рынок”, – заявил он, выступая на Национальном нефтегазовом форуме 11 марта. (РБК daily/Энергетика Украины и мира)