Борьба Саудовской Аравии за низкие цены на нефть объясняется стратегией вертикальной интеграции ведущей аравийской госкомпании.
В марте министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Аль-Наими подтвердил намерения своей страны следовать курсу на снижение мировых цен на нефть. “Одни говорят о войне ОПЕК против сланцевой отрасли США, другие – что ОПЕК мертва. Есть множество теорий, но все они неверны”, – заявил министр и добавил, что принятый в ноябре 2014 г. отказ организации от снижения квот на добычу был правильным решением.
Это первая официальная реакция Эр-Рияда на выдвинутое 24 февраля предупреждение президента ОПЕК и министра нефти Нигерии Диезани Аллисон-Мадуэке о том, что в случае дальнейшего снижения мировых цен ОПЕК будет вынуждена созвать внеочередное заседание для принятия экстренных мер.
Впрочем, из заявления Аль-Наими понятно, что ОПЕК вряд ли сможет склонить Саудовскую Аравию к сокращению добычи. В первой декаде марта цены на нефть опустились до котировок $57,8/бар сорта Brent после нескольких недель вялого роста в феврале.
Американский эксперт и по совместительству вице-президент норвежской танкерной компании Astrup Fearnley Томас Мур объяснил такую политику Эр-Рияда желанием в кратчайшие сроки достичь лидерства в мировой переработке нефти, для чего ему и необходимо дешевое сырье. Томас Мур процитировал заявление Аль-Наими, которое тот сделал во время посещения нового аравийского нефтеперерабатывающего завода YASREF: “Наша страна больше не желает ограничиваться экспортом сырой нефти”.
“Теперь не только сырье, но и дешевые саудовские нефтепродукты создадут высокую конкуренцию на мировом рынке”, – прогнозирует Мур. Что, по мнению специалиста, приведет к вытеснению саудовскими компаниями корпораций из России и США с рынков стран Дальнего Востока и Индии, которые уже более пяти лет считаются самыми динамично растущими нефтяными регионами мира.
Впрочем, о планах Эр-Рияда предупреждал президент национальной нефтяной компании Saudi Aramco Халид Аль-Фалих во время церемонии запуска НПЗ SATORP: “В 2015-2025 гг. Саудовская Аравия инвестирует в нефтеперерабатывающий сектор более $100 млрд., что в итоге сделает нас одним из крупнейших игроков на планете по объему переработки”.
При этом он пообещал, что уже к 2018 г. его страна сможет давать не только треть из всей производимой государствами ОПЕК нефти, но и две трети выпускаемых организацией нефтепродуктов.
В стратегическом отношении планы Саудовской Аравии увеличить свое присутствие на мировом рынке переработки мотивированы желанием сдержать активную международную экспансию нефтяных компаний КНР и Индии. Своих крупных запасов нефти компании этих стран не имеют, и, судя по всему, в Эр-Рияде считают, что экспансия нефтекомпаний этих стран опирается на ресурсы Ирана. Будучи скованным международными торговыми санкциями, Тегеран вынужден предлагать долгосрочные скидки, что в Саудовской Аравии воспринимается как угроза развитию Saudi Aramco.
Для государств нетто-импортеров нефти поворот Саудовской Аравии к переработке обещает стандартное повышение темпов экономического роста, связанное с удешевлением энергоносителей. Кроме этого, грядущее расширение сферы инвестиций Saudi Aramco явно не остановится на территории Аравийского полуострова. Отрасль страны уже сегодня перерабатывает 70 млн. т нефти в год.
Вслед за индийскими и китайскими нефтекомпаниями аравийскому нефтяному гиганту для выхода на новый для него сектор индустрии потребуется обширная сеть зарубежных нефтеперерабатывающих заводов. Свои приоритеты в этом направлении аравийские власти пока не оглашают, однако это не мешает западным экспертам предполагать, что главными объектами инвестиций Эр-Рияда могут стать страны Южной и Восточной Европы, где еще не успели закрепиться крупные китайские и индийские топливные инвесторы. Такие как Украина, например. (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)