Эпоха господства отечественных элит на украинском рынке добычи углеводородов завершается. Их преемниками станут международные игроки, под приход которых уже скоро начнется зачистка территории.
Недавно состоялась встреча министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина с главой секретариата Инициативы по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях – EITI (Extractive Industries Transparency Initiative) Йонасом Мобергом, на которой было подтверждено намерение Украины ратифицировать этот документ. EITI является международным стандартом прозрачности доходов в нефте-, газо- и горнодобывающем секторах. Эта аббревиатура ни о чем не говорит даже старожилам рынка, поэтому складывается впечатление, будто договоренность Демчишина и Моберга – это очередной ритуал вежливости между Украиной и европейцами. Скептицизма добавляет и то, что планы по внедрению EITI официальный Киев задекларировал еще пять лет назад, однако постановление Кабмина №1098 “О присоединении к Инициативе по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях” не выполнено до сих пор.
С одной стороны, эти обстоятельства не позволяют всерьез рассчитывать на реализацию планов, озвученных Владимиром Демчишиным. Но с другой стороны, присоединение к EITI закреплено в меморандуме между Украиной и Международным валютным фондом, от благосклонности которого сейчас фактически зависит судьба экономики всей страны. А это означает, что украинская власть просто обязана будет выполнить взятое не себя обязательство по ратификации EITI.
Сдержать свое слово Киеву будет несложно, ведь от страны-кандидата требуется, чтобы ее правительство согласилось на официальную публикацию платежей, получаемых от добывающих компаний. Если эти цифры совпадут с данными добытчиков об отчислении средств в госбюджет, страна получит статус последователя EITI. Кроме пафоса этот статус приносит государству-члену реальную пользу. Речь идет об улучшении инвестиционного климата, ведь поддержка международной инициативы свидетельствует о том, что правительство конкретного государства готово к большей прозрачности, а значит способно создать равные условия для работы всем участникам добывающего сектора, включая инвесторов, только планирующих войти на ее рынок.
Привлечение в добычу внешних инвестиций сейчас особенно актуально для Украины. Во-первых, потому, что под давлением искусственно заниженных тарифов и растущей налоговой нагрузки к вложениям не готов никто из участников рынка, включая его крупнейшего игрока – государственное ПАО “Укргаздобыча”. Во-вторых, в стране уже год продолжается антитеррористическая операция, а это, мягко говоря, не способствует увеличению количества желающих инвестировать в развитие одного из самых капиталоемких секторов промышленности.
С этой точки зрения имплементация стандарта EITI представляется крайне своевременной для Украины. Должны быть довольны и рядовые граждане, потому что принципы инициативы декларативно преследуют благородную цель – помочь странам добиться справедливости в использовании их минеральных ресурсов и доходов от их добычи и экспорта. В отечественной интерпретации это означает воплощение в жизнь одного из уже затасканных, но до сих пор не выполненных требований о борьбе с коррупцией во взаимоотношениях чиновников и частных корпораций путем общественного контроля над финансовыми потоками. Но в действительности все не столь бескорыстно.
Внимательное изучение правил EITI показывает, что они трактуют так называемое общее управление добывающим сектором во всех странах, принявших правила этого стандарта. Передача этих полномочий осуществляется сразу же после того, как то или иное государство получает упомянутый статус последователя EITI. В данном контексте международный стандарт прозрачности доходов больше напоминает механизм, с помощью которого его создатели пытаются возглавить процесс борьбы за мировые сырьевые ресурсы. В доказательство этого мнения достаточно привести один любопытный факт. Богатые страны типа США и Великобритании имеют в EITI скромный статус государств, которые “внедряют инициативу по обеспечению прозрачности добывающих отраслей, но еще не соответствует ей”. Тогда как подавляющее большинство государств, ставших последователями EITI, имеют две отличительные черты: мощную сырьевую базу и слабую экономику.
В их числе – государства африканского континента (Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад, Гана, Нигерия, Конго), а также Азии (Казахстан, Монголия) и Латинской Америки (Перу).
Если этот список пополнит Украина, местным участникам нефте- и газодобывающей отраслей следует готовиться к полномасштабному пересмотру действующих соглашений. Исходя из опыта стран-последователей можно прогнозировать, что эта ревизия будет сопровождаться обвинениями в коррупции не только прежних чиновников, но и действующих инвесторов.
В результате этой шумихи появится повод для аннулирования десятков государственно-частных соглашений, а попросту говоря – банальной зачистки рынка под новых игроков. Их имена сейчас не назовет никто, однако практически безошибочно можно утверждать, что передел рынка будет включать стадию посредников, скупающих профильные активы по демпинговым ценам. И наиболее активную роль в этом процессе наверняка сыграет Джордж Сорос – крупнейший финансовый спекулянт и отец-основатель EITI. (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)