Министерство энергетики Литвы намерено разрешить продажу другим странам газа, приобретаемого у норвежской Statoil. Представитель министерства утверждает, что готовятся соответствующие поправки к закону о терминале сжиженного природного газа (СПГ). В интервью BNS эксперты отметили, что решение перепродавать норвежский газ до поступления на терминал может быть позитивным шагом, однако нужно обеспечить и работу Клайпедского терминала.
“Готовится проект закона о возможности продавать часть СПГ не на литовском рынке. Министерство согласно с тем, что можно более гибко решать этот вопрос”, – сказал советник министра энергетики Литвы Мантас Дубаускас. По его словам, проект должен быть представлен правительству в ближайшие недели.
Бывший министр энергетики Ярослав Неверович и эксперт в сфере энергетики Видмантас Янкаускас сказали BNS, что такая возможность перепродажи газа была бы позитивным шагом, однако важно обеспечить и работу самого терминала, чтобы окупились инвестиции.
Сотрудник Гарвардского университета, профессор Центрально-Европейского университета Андреас Голдтау считает, что у c пех перепродажи газа будет зависеть от его цены. Кроме того, для ликвидности газа необходимо завершить газопроводы с Польшей и другими Балтийскими странами.
“Рынок работает только тогда, когда есть инфраструктура. Поэтому очень важно оборудовать соединительные трубопроводы между Балтийскими странами, а также между Финляндией и Польшей, избавиться обо всех барьеров для перепродажи газа в соседних странах. Вот чего не хватало в прошлом”, – сказал BNS Голдтау.
Кроме того, по его мнению, с учетом стратегии дешевого газа “Газпрома” и далее необходимо сохранять установленную систему продаж СПГ, при этом часть газа обязательно нужно приобретать через терминал.
“Газпром” отметил, что он будет бороться за долю на рынке, и у него есть желание и возможности предложить газ по более привлекательным ценам, чем цены грузов СПГ”, – сказал BNS Голдтау.
По его словам, в ценовой политике “Газпрома” можно ощутить политический или, по меньшей мере, стратегический элемент, и газ “Газпрома” всегда будет дешевле, чем СПГ, поскольку это позволит России удержаться на рынке. Ученый отметил, что такая стратегия “Газпрома” вынуждает думать о регулировании, которое бы сохраняло СПГ конкурентным.
“Это создает ситуацию, при которой нужно думать о стратегиях регулирования, стремиться сохранить СПГ конкурентным. Честно говоря, насколько я понимаю, это уже было сделано, когда был гарантирован минимальный объем поставок с терминала СПГ. По сути (…) нужно принять политическое решение о структуре ценообразования в Балтийских страна – энергетическая безопасность, обеспеченная на основе поставок нероссийского газа, будет иметь свою цену”, – пояснил Голдтау.
Неверович сказал BNS, что возможность перепродажи было бы выгодным шагом для компании торговли газом Litgas, однако нужно найти способы использования терминала.
“С одной стороны это выгодное предложение для компании, которая покупает газ, поскольку она, конечно, может искать возможности купить тогда, когда газ дешевле, или тогда, когда потребность в нем самая большая и не делать этого, когда газ дороже или он не нужен, это однозначно выгодно. Но с другой стороны, должно быть найдено решение, чтобы терминал не стоял полностью пустым, чтобы мы не платили за неиспользуемую инфраструктуру. Нужно обеспечить иной способ доходов Klaipedos nafta”, – сказал BNS Неверович.
По словам Неверовича, Литва должна также стараться продать газ в Латвии и Эстонии – в этих государствах имеются неиспользуемые возможности, и Литва могла бы поставлять им газ.
Эксперт в сфере энергетики Янкаускас сказал, что перепродажа газа – обычная практика в мире. С другой стороны, объемы газа, которые покупает Литва у Норвегии, слишком невелики, поэтому перепродажа больше теоретическое, а не практическое действие.
Янкаускас считает, что хотя терминал пытаются использовать различными способами – продавать газ для судового топлива, торговать с Эстонией, однако объемы СПГ еще недостаточно велики, поэтому с проблемой ликвидности газа страна может сталкиваться еще несколько лет. “Эти объемы настолько малы, идеи есть и сделаны шаги, но эта проблема еще несколько лет будет лежать на наших плечах еще несколько лет”, – заверил министр энергетики. О возможности продать СПГ, – заверил министр энергетики.
О возможности продать СПГ, когда он еще не поступил на терминал в Клайпеде, упоминал BNS глава компании Lietuvos energija Далюс Мисюнас. По его словам, такая возможность позволит компании торговли газом Litgas проще адаптироваться к потребности в газе в Литве, а при наличии избытка продавать СПГ на других рынках.
По данным BNS, в связи с сокращающимся потреблением газа в Литве и снижением цены на газ “Газпрома” у Litgas возникли проблемы с его реализаций на литовском рынке, а поскольку законы не предусматривают возможности перепродажи другим странам, возникла угроза того, что в стране образоваться переизбыток газа.
Сейчас закон о терминала СПГ не запрещает перепродавать газ покупателям из других стран, когда он уже ввезен через Клайпедский терминал и передается по трубопроводам. Компания Litgas обязана обеспечить непрерывную работу терминала и продажу минимального объема газа – 540 млн. куб. м в год. (BNS/Kurier.lt/Энергетика Украины и мира)