Иран готов участвовать в нефтяных и газовых проектах Азербайджана. Об этом завил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане.

“Наш регион является важным мировым центром нефтяной и газовой деятельности”, – сказал он, добавив, что Иран может принять участие в нефтяных и газовых проектах стран региона, особенно Азербайджана, Ирака и Туркменистана.

По его словам, участие в региональных проектах могло бы помочь Ирану улучшить свою технологию добычи нефти. “Иран всегда был открыт к сотрудничеству с миром, но мир не был к этому готов, однако сейчас они возвращаются к сотрудничеству”, – сказал Зангане.

Иранские компании, по словам министра, сосредоточатся на участии в региональных проектах, как только международные санкции против Тегерана будут сняты.

Ранее президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев сказал, что Иран заинтересован в покупке доли в TANAP. “Проект TANAP настолько прибыльный, что другие варианты передачи своей доли не могут быть предметом обсуждения. Речь может идти только о ее продаже. Если мы получим хорошее выгодное предложение, то готовы обсудить этот вопрос”, – сказал Абдуллаев.

Он добавил, что такие предложения уже есть. “После решения о снятии санкций с Ирана актуальность TANAP выросла еще больше. Иран повысит объемы добычи газа, и, кроме TANAP, нет другой альтернативы для выхода иранского газа на мировые рынки”, – отметил глава SOCAR.

Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз от грузино-турецкой границы до западной границы Турции, передает Trend.

В проекте разработки газоконденсатного месторождения Шах Дениз уже участвует иранская компания NICO, которая владеет 10%-ным пакетом акций. Долевое распределение среди участников “Шах Дениз”: BP, оператор (28,8%), AzSD (10%), SGC Upstream (6,7%), Statoil (15,5%), Lukoil (10%), NICO (10%) и TPAO (19%).

Первоначальная пропускная способность трубопровода TANAP, как ожидается, составит 16 млрд. куб. м газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное – в Европу. В Турцию газ попадет уже в 2018 г., а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 г.

Иран и “шестерка” международных посредников (США, Франция, Великобритания, Россия, Китай и Германия) должны заключить окончательное соглашение по ядерной программе Ирана до 30 июня.

США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

 

Добавить комментарий