Китай настаивает на новой схеме поставок российской нефти. В Пекине не готовы доводить мощность отвода от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) до плановых 30 млн. т и предлагают России экспортировать большую часть нефти через порт Козьмино и Казахстан. В Минэнерго не видят проблем, но резко против “Транснефть”, опасающаяся замораживания своих инвестиций.
Китай в 2015 г. готов принять по отводу от ВСТО Сковородино-Мохэ 16 млн. т российской нефти, сообщил “Ъ” советник президента “Транснефти” Игорь Демин. Изначально по нему предполагалось прокачивать 15 млн. т, сейчас объем увеличен до 15,6 млн. т. Мощность отвода должна вырасти с 2018 г. до 30 млн. т. Но, рассказал Демин, в связи с программой развития НПЗ на северо-западе КНР китайцы на встрече “Роснефти”, “Транснефти” и PetroChina 5 июня предложили изменить схему: китайцы хотят снизить ежегодный объем прокачки по Сковородино-Мохэ до 20 млн. т, а остальное экспортировать через порт Козьмино и Казахстан.
“Транснефть” хочет соблюдения межправительственного соглашения от 2013 г., где оговорена, в частности, мощность отвода в 30 млн. т. “В рамках этого плана идет глобальное строительство, а изменение параметров приведет к пересмотру инвестпрограммы и замораживанию значительных уже вложенных средств”, – говорит Демин. “Транснефть” планирует поставлять на восток 80 млн. т (30 млн. т через отвод от ВСТО, остальное – на российские НПЗ и через Козьмино).
Еще 3 июня глава Минэнерго Александр Новак говорил, что Россия и Китай планируют прописать в соглашении гарантии Китая по расширению отвода до 30 млн. т. Теперь позиция смягчилась: в четверг в Минэнерго заявили, что не считают принципиальным вопрос о затратах на отвод, так как “длина Сковородино-Мохэ не превышает 80 км” (цитата по ТАСС). В “Транснефти” парируют, что нужно оценивать не только стоимость трубы, но и затраты на расширение системы от Западной Сибири, строительство лупингов и насосных станций. По словам представителя монополии, одна станция стоит около 10-20 млрд. руб. В “Роснефти” ситуацию не комментировали.
“Транснефть” видит сложности и с прокачкой 10 млн. т нефти через Казахстан. PetroChina настаивает, чтобы сернистость здесь была снижена до 1,2% (сейчас 1,4-1,6%), но, поясняют в “Транснефти”, это требует затрат и технически труднореализуемо. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)