“Роснефть” переформатировала отношения со своим крупнейшим частным акционером ВР. Госкомпания наконец договорилась с британцами о разделе нефтепереработки в СП Ruhr Oel, контролирующем около 20% рынка Германии.
СП, по сути, будет разделено: “Роснефть”, которую не устраивало распределение прибыли, увеличит свои доли в трех НПЗ, а ВР полностью выкупит один из заводов. Партнеры согласовали и продажу ВР 20% в “Таас-Юрях Нефтегазодобыче”, при этом в активе могут появиться и другие инвесторы – арабский фонд Skyland Petroleum, управляющий средствами из Китая.
“Роснефть” и ее крупнейший частный акционер ВР (владеет 19,75% акций) 19 июня на Петербургском форуме подписали ряд соглашений для “укрепления долгосрочных стратегических отношений”. Впрочем, наиболее крупное из них – реорганизация немецкого СП компаний Ruhr Oel Gmbh, владеющего долями в четырех НПЗ,- фактически привело к разделению этого бизнеса партнеров. “Роснефть” удвоит доли в Bayernoil – до 25%, в MiRO – до 24%, в PCK Raffinerie – до 37,5%, тогда как ВР консолидирует 100% в НПЗ Gelsenkirchen и предприятии по производству растворителей DHC Solvent Chemie.
Сделка означает конец СП, подтверждает источник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров. “Роснефть” приобрела 50% Ruhr Oel в мае 2011 г. у венесуэльской PdVSA за $1,6 млрд. (еще на $1 млрд. она выдала гарантий для BP). Общая мощность НПЗ Ruhr Oel составляла 23,2 млн. т. Но довольно быстро “Роснефть” столкнулась с тем, что активы недостаточно эффективны, и с 2012 г. компания вела переговоры об изменении условий партнерства. Оптовые продажи части топлива шли через компанию AMV, подконтрольную ВР, там и оставалась основная маржа от бизнеса. На таких условиях работала PdVSA, “Роснефть” не стала их менять при покупке, а затем попыталась изменить акционерное соглашение, но не смогла из-за позиции ВР. “После того как активы разделят, “Роснефть” будет управлять своим бизнесом, а ВР – своим НПЗ, и проблем с маржой больше не будет”, – говорит источник “Ъ”. Правда, по его словам, окончательные условия стороны еще не согласовали – каждая из них ожидает получения доплаты за свои доли. “Это, конечно, сложный вопрос, но от разделения активов уже не откажутся”, – говорит собеседник “Ъ”. В самой “Роснефти” говорят, что “реорганизация позволит компаниям переориентировать стратегии в нефтепереработке и нефтехимии в Европе”, закрытие сделки зависит от ряда отлагательных условий и одобрений регуляторов.
В добыче ВР и “Роснефть”, напротив, продолжат сотрудничать. Британская компания станет партнером российской в геологоразведке двух участков “Роснефти” в Западной Сибири и бассейне Енисей–Хатанга. В случае успеха компании создадут СП с контролем (51%) у “Роснефти”. “Роснефть” и ВР также закрыли сделку по продаже британцам за $750 млн. 20% в “Таас-Юрях Нефтегазодобыче”, которая разрабатывает Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение (запасы по С1+С2 – 133 млн. т жидких углеводородов и 137 млрд. куб. м газа). О вхождении BP в проект компании договорились в конце прошлого года.
Но не исключено, что BP будет не единственным новым акционером проекта: в него может войти Skyland Petroleum (по данным “Ъ”, это арабский фонд, который управляет китайскими инвестициями), с которым “Роснефть” подписала основные условия соглашения по СП, в рамках которого фонд может получить 29% в “Таас-Юрях Нефтегазодобыче”. Но, как говорит один из источников “Ъ”, “эта сделка пока на самом раннем этапе, и, каков будет результат переговоров, неясно”.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research замечает, что ВР заинтересована в развитии бизнеса с “Роснефтью”. Сделка по “Таас-Юрях Нефтегазодобыче” выгодна обеим компаниям. Доля приобретена по рыночной цене, и работы по добыче пойдут быстрее, говорит он. В то же время, добавляет эксперт, несмотря на невысокий доход от НПЗ в Европе, для “Роснефти” важно сохранять этот рынок, так как компания ведет поставки нефти на эти заводы. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)