Волна вторичных исков по делу ЮКОСа докатилась до США. Россия отказывается выплачивать экс-владельцам компании $50 млрд. по постановлению Гаагского суда, и истцы пытаются добиться исполнения решения Гааги в других странах. В Бельгии, Франции и Австрии дело уже доходило до арестов российского имущества. По словам юристов, Штаты, скорее всего, также примут решение Гааги к исполнению.
Россия получила повестку в суд США по делу ЮКОСа. Об этом говорится в сообщении окружного суда округа Колумбия. Также российской стороне передан пакет документов по делу об исполнении решения Гаагского суда. Документы были переданы 22 июня, в течение 60 дней от этой даты Россия должна дать свой ответ.
Речь идет о попытках бывших акционеров ЮКОСа получить компенсацию за “экспроприированное”, по их мнению, имущество. В июле прошлого года Гаагский арбитраж принял сторону истцов и постановил, что Россия должна выплатить более $50 млрд. структурам, представляющим экс-акционеров. Изначально, правда, истцы требовали взыскать более $100 млрд.
Основную сумму ($39,97 млрд.) должна была получить кипрская Hulley Enterprises (“дочка” GML, владевшей контрольным пакетом ЮКОСа). Еще $8,2 млрд. присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.
Однако Россия отказалась исполнять решение Гааги, заявив, что оно является политическим. Кроме того, по мнению РФ, Гаагский арбитраж “не обеспечил объективное и беспристрастное рассмотрение дела ЮКОСа”. При этом российская сторона отмечала, что дело вообще не в юрисдикции Гааги.
Политологи ранее отмечали, что само по себе согласие на судебное разбирательство в Нидерландах было ошибкой России. Сейчас Россия упирает на то, что не ратифицировала Энергетическую хартию, к которой апеллировал Гаагский суд, посчитавший, что “экспроприация ЮКОСа” как раз является нарушением договора к этой хартии. Изначально Россия могла вообще не посылать своего представителя в суд, теперь отстаивать свою позицию ей будет сложнее.
Российские власти, впрочем, продолжают заявлять, что по иску ЮКОСа платить не намерены. В частности, в июне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил, что Россия полностью исключает возможность выплаты.
Предполагая такое развитие событий, истцы еще в прошлом году подали ряд исков об исполнении решения Гаагского суда на территории других стран. В середине июня начались аресты российского имущества в Бельгии. Буквально через день то же самое произошло во Франции. Арест был наложен на банковские счета, имущество ряда СМИ и даже архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Аресту подверглись также дипломатические счета, однако позднее он был снят.
Также об арестах российского имущества сообщала Австрия, но без подробностей. А 22 июня стало известно, что экс-владельцы ЮКОСа подали иск и в суд Высокий суд Лондона. Там, правда, решение пока не вынесено и даже не началось рассмотрение дела, как и в случае со Штатами, у России есть 60 дней, чтобы отреагировать на иск.
“Вероятность того, что суд США примет к исполнению решение Гаагского суда, не ниже, чем в Европе, – комментирует партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич. – Россия не признает юрисдикции Гааги и обжаловала ее решение, упирая на отсутствие компетенции у Гаагского суда. Однако этот довод вряд ли будет принят во внимание в Америке”.
Но в ближайшее время, по словам юриста, арестов российского имущества в Штатах ожидать не следует: там эта процедура занимает гораздо больше времени. Кроме того, аресты не будут внезапными: без уведомления в США арестовать имущество можно лишь в случае, если предполагается, что после уведомления это имущество может быть сокрыто или отчуждено. “А это явно не случай иска бывших акционеров ЮКОСа к Российской Федерации”, – отмечает Панич. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)