Последние пару месяцев нефтяной сектор Украины заметно штормило. Начало этому процессу было положено борьбой за оперативный контроль над оператором трубопроводной системы ПАО “Укртранснафта”. А немного позже акцент противостояния сместился в сторону распоряжения технологическими нефтяными ресурсами этого предприятия, которые были выкачаны из его транспортной сети в резервуары частных НПЗ.
К сегодняшнему дню картина выглядела так, будто оба спора были бездарно проиграны его главным участником – Игорем Коломойским. “Укртранснафту” возглавил выдвиженец Кабмина Роман Сидорак, который на этом месте сменил “приватовца” Александра Лазорко. А нефть ПАО было решено “отозвать” у заводов днепропетровского миллиардера, прекратив с ними досрочно соответствующие договора хранения.
Фактическое выполнение этой задачи имело решающее значение. Не потому, что таким образом “Приват” лишался многомиллионных доходов за оказываемые услуги, а потому что это был бы первый прикладной шаг в рамках широко разрекламированной программы по деолигархизации. Но выйти на качественной новый уровень власть пока так и не смогла. Это стало понятно на днях из запроса “Укртранснафты” на киевскую прокуратуру, которая сейчас ведет дело о злоупотреблении при хранении выкачанной из трубопроводов упомянутой технологической нефти. В своем обращении ПАО просит разъяснить, существует ли запрет на подписание актов предоставления услуг по хранению этого сырья на Кременчугском, Надвирнянском и Дрогобычском нефтеперерабатывающих заводах, которые принадлежат “Привату”.
Данная интерпелляция фактически означает, что за два месяца, прошедших с момента смены руководства на ПАО, надзорный орган не только не добился расторжения контрактных отношений с частными хранителями нефти, а и даже не поднял вопрос о введении так называемых упреждающих мер, которые как минимум позволили бы “заморозить” выполнение этого договора.
Оптимисты увязывают эту инертность с банальной бюрократической текучкой. Но если смотреть на ситуацию шире, картинка восприятия меняется. Первым делом на себя обращает внимание тот факт, что крайнюю медлительность в борьбе с “Приватом” демонстрирует не только прокуратура, а и центральная власть. Особенно отчетливо это воспринимается на контрасте кадровых перестановок в госкомпаниях. Например, если менеджмент Игоря Еремеева вытеснили из “Укргаздобычи” за неделю (с момента принятия соответствующего решения), то курируемых Коломойских руководителей “Укрнафты” правительство “не может” сменить уже второй год. Не помогает даже законодательное снижение планки кворума до 50%+1 голос.
В лучшем случае этот пример говорит о том, что вытеснение днепропетровской бизнес-группы с государственной нефтяной грядки ведется спустя рукава. А по факту все может быть еще грустнее: власть может лишь играть с “Приватом” в реслинг. Кстати, в стратегию иллюзии борьбы вполне вписывается и вышеупомянутое назначение главой “Укртранснефти” Романа Сидорака, который за довольно длительное время управления компанией не сделал ни одного разоблачительного заявления в сторону днепропетровцев. Возможно, это связано с тем, что Сидорак в свое время работал под управлением своего предшественника, и на своей нынешней должности просто держит за него вахту. При таком раскладе “Укртранснафта” имеет неплохие шансы бесконечно долго сотрудничать с заводами Игоря Коломойского, оплачивая им за ежесуточное хранение нефти 2,5 млн. грн. Правда, эти затраты – только видимая часть айсберга, ведь оперативный контроль днепропетровского магната над государственными “голубыми фишками” автоматически делает из него монополиста на нефтяном рынке всей страны. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)