Умаслив перспективных экспортеров, Москва надеется если не повысить цены на нефть, то хотя бы остановить их стремительный обвал. Если ее план и сработает, то очень ненадолго.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) предлагала России войти в ее состав, однако Москва решила остаться наблюдателем. Об этом глава “Роснефти” Игорь Сечин заявил в ходе конференции FT Commodities. Официальная причина отказа – технологические различия в методах добычи нефти, невозможность государственного влияния на этот сегмент, поскольку нефтяной сектор полностью приватизирован. Очевидно, эти причины слишком легковесны, чтобы игнорировать предложение: у России есть более реальные мотивы отказываться от членства в ОПЕК. Каковы же они?

Россия и Венесуэла, больше остальных страдающие от обвала нефтяных цен, отчаянно ищут возможность разогреть рынок. Попытки не входящей в ОПЕК РФ через Венесуэлу склонить остальных членов картеля к сокращению квот на добычу не дали результата. Этому противился даже Иран, считающийся еще одним союзником Москвы среди членов картеля: Тегеран хочет качать больше, чтобы отыграть прибыли, утраченные в период международных санкций. После того, как на горизонте замаячила перспектива их снятия, Россия и Венесуэла сменили тактику: теперь они согласны поделиться с более динамичными центрами мировой нефтедобычи локальными рынками сбыта. Что, безусловно, устраивает и Иран. Взамен же ожидают согласия арабских стран на некие меры по разогреву спекулятивных настроений на мировом рынке нефти.

Последней каплей, заставившей Россию и Венесуэлу пойти на столь болезненные для них уступки, стала провальная попытка Каракаса созвать нынешним летом чрезвычайную сессию государств-членов ОПЕК с участием РФ. Причиной неудачи стал очередной обвал цен нефти (к середине лета котировки сорта Brent уже достигли $47-52/баррель). А точнее, реакция на это событие самой Венесуэлы. Тогда руководитель главной венесуэльской госкомпании PDVSA Николас Мадуро заявил, что намерен инициировать проект создания нового сорта нефти для совместного удержания внешних рынков в Америке и Европе. Этот проект якобы согласован Каракасом с состоящим в ОПЕК Алжиром и Анголой. Но этот мини-ОПЕК не получился, потому что смешивать тяжелую венесуэльскую нефть с более дорогими сортами невыгодно. Проще говоря, проект оказался блефом. Формально, демарш Каракаса с угрозой вывода на рынки нового сорта был разыгран исключительно ради попытки созыва чрезвычайного саммита нефтяного картеля. Неформально, блеф Мадуро с новым сортом нефти дал четкий сигнал о том, что наиболее страдающие от падения нефтяных цен страны-экспортеры готовы на крайние меры, в том числе и на сдачу части своих внешних рынков, более удачным игрокам мирового нефтяного рынка в обмен на финансовую помощь или политическое содействие.

Очевидно, наиболее устойчивые экспортеры из клуба ОПЕК не прочь воспользоваться возможностью переделить глобальные рынки сбыта нефти. Первым шагом в этом направлении можно считать сентябрьское решение ОПЕК вернуть в клуб экспортеров нефти Индонезию. С конца минувшего века эта стран стала импортировать с Персидского залива больше нефти, чем экспортировать своей нефти в Сингапур, поэтому в 2009 г. приостановила свое членство в картеле. Поскольку формально превышение импорта нефти над экспортом не отвечает критериям членства в ОПЕК. Но, как ожидается, теперь на намеченной в декабре очередной сессии все члены картеля единогласно одобрят возврат Джакарты в нефтяной клуб. Далее ОПЕК может расшириться, во-первых, за счет бывших членов, таких как исключенный в 2007 г. Габон, во-вторых, за счет государств-наблюдателей в нефтяном картеле, к которым относятся РФ, Мексика, Оман и Египет.

Москва, которая получила статус наблюдателя в ОПЕК еще в 1998 г., к членству в картеле категорически не готова по причине острой конкуренции с арабскими экспортерами за рынки Южной и Центральной Европы. Пиком этой конкуренции считаются недавний выход “Роснефти” на рынок переработки нефти в Германии, и более ранняя покупка “ЛУКойлом” НПЗ на Сицилии, где расположена основная площадка торговли российской нефтью в ЕС. Нынешние санкции США и ЕС против ряда российских компаний, в том числе и “Роснефти”, позволяют Ирану и компаниям-экспортерам арабских стран сыграв на цене, в самое ближайшее время взять реванш за российское проникновение в их традиционный ареал сбыта.

Логичным шагом по сохранению устоявшихся внешних рынков для РФ была бы активизация диалога с ОПЕК о приобретении членства. Но жесткая квотная политика картеля грозит потрясениями для крайне зависимой от экспорта нефти российской экономки. Поэтому Москве ближе венесуэльский путь – тайных соглашений за спиной у большинства членов картеля и всяческих авантюр вроде смешения разных по цене сортов нефти. В российском исполнении, это, например, могут быть небольшие по объемам экспорта тихоокеанские сорта нефти, которые добываются корпорациями США, Японии и Индии для азиатских рынков в рамках проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2”.

Пока же Сечин продолжает нещадно критиковать ОПЕК за падение цен и неспособность ужесточения квот. Очередной пассаж на эту тему он выдал во время своего недавнего вояжа в Сингапур. Такое обвинение в неспособности эффективного квотирования добычи нефти со стороны государства-наблюдателя способно озадачить кого угодно. Ведь если в Москве действительно выступают за жесткое квотирование, тогда РФ надо вступать в картель и ограничивать в том числе и свою добычу. В противном случае, проблема претензий Сечина состоит не в невозможности увеличения кооперации с картелем, а в политической воле Москвы – навязать ОПЕК некие тайные соглашения между некоторыми членами картеля и странами-наблюдателями. Хотя, если “Роснефть” уступит компаниям стран-членов картеля часть своих рынков, российские идеи “кризис-менеджмента” мировых цен нефти на какое-то короткое время смогут получить новых сторонников. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий