Компания Trail Stone, у которой НАК “Нафтогаз Украины” покупал газ в реверсном режиме, имеет непрозрачную структуру собственности. Об этом идет речь в расследовании телеканала “112”.
TrailStone занималась реверсными поставками газа в Украину с августа прошлого года. Компания была зарегистрирована в Германии всего два года назад. По объемам поставок она опередила известных европейских газотрейдеров. Журналисты установили, что TrailStone принадлежит Лондонской компании TrailStone UK LTD, которой в свою очередь, владеет оффшорная компания с острова Гернси.
TrailStone возглавляет Анте Погачич, бывший сотрудник лондонского филиала банка Merrill Lynch. Именно там проходил стажировку зам главы “Нафтогаз Украина” Юрий Витренко.
По данным телеканала, Витренко и Коболев познакомились во время работы последнего в “Нафтогазе” с 2002 г. по 2010 г. Позже Витренко забрал Коболева советником в инвестиционную компанию AYA Securities, являющейся банковским подразделением AYA Capital.
“На протяжении как минимум года “Нафтогаз” закупал у них газ – это правда. Если они считают возможным рассказать о своих акционерах, то пусть расскажут. Но сейчас совершенно очевидно, что крупная американская инвесткомпания River Stone не является собственником или бенефициаром Trail Stone. Там есть какие-то непонятные собственники, которые зарегистрированы в оффшоре. Это совершенно очевидно из документов, которые уже есть в наличии”, – говорит руководитель Института энергетических стратегий Марунич.
По мнению эксперта, причина, по которой в качестве партнера “Нафтогаза” была выбрана компания с сомнительным происхождением, не известна.
“Надо спрашивать у топ-менеджеров “Нафтогаза”, почему они избрали такую компанию для покупки газа. Цены, по которым продавал газ Trail Stone, мягко скажем, не отличаются в меньшую сторону по отношению к конкурентам”, – отметил Марунич.
“Нафтогаз”, насколько мне известно, не проводит аукционы на те транзитные мощности, которые доступны на границе. О какой прозрачности или либерализации реверсных поставок может идти речь, если “Нафтогаз” не допускает возможности вхождения туда других субъектов. И второе, на основании чего отбираются компании, поставляющие газ “Нафтагазу” по реверсу? Ведь тендеры не проводятся. Подписываются какие-то двухсторонние договоры. Они не обнародованы – это все конфиденциальная информация. Никто кроме КРУ не может ее проверить и сделать свои выводы”, – говорит эксперт. (forbes.net.ua/Энергетика Украины и мира)