Политический кризис между Турцией и Россией трансформировался в энергетический. Размолвка двух стран уже привела к отказу от строительства газопровода “Турецкий поток”. Но это фиаско – только предвестник сокрушительного поражения Москвы в борьбе за сохранение лидерских позиций на европейском газовом рынке.
Сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик вызвал эффект домино во взаимоотношениях между Анкарой и Москвой. В ответ на этот инцидент в Белокаменной тут же взялись вводить ограничительные меры. Но турецкими апельсинами дело не ограничилось: РФ устами министра экономического развития Алексея Улюкаева заявила о планах свернуть ряд крупных проектов с оппонентами, в число которых попал и “Турецкий поток”.
С помощью этой магистрали Москва рассчитывала убить сразу двух зайцев. Первый – отказаться от транзитных услуг Украины при поставке своего газа в ЕС. Второй – увеличить объемы продаж голубого топлива Турции и, собственно, самой Европе. Учитывая, что инициатором строительства “Турецкого потока” были подопечные Путина, их отказ от этого проекта выглядит как акт самоуничтожения. В действительности они просто работают на имиджевое опережение: судьба трубопровода была предопределена задолго до падения Су-24.
Так, еще весной этого года Анкара заявила о том, что даст добро на реализацию этого проекта в обмен на ряд уступок со стороны Москвы, одной из которой должно было стать снижение цен на газ для самой Турции. Поначалу стороны находили общие точки соприкосновения. В “Газпроме” предложили скидку 10%, что устроило их коллег из Botas. Но после этого взаимоотношения вошли в тупик: российские менеджеры стали оттягивать подписание документов по скидке до оформления межправсоглашения по строительству газопровода, тем самым спровоцировав Турцию на обращение в арбитраж с требованием о пересмотре условий контракта на поставку газа.
Не дожидаясь результатов этого процесса, в Москве уже тогда поставили крест на “Турецком потоке”, переориентировавшись на альтернативные проекты. Как раз в рамках этой стратегии был актуализирован “Северный поток-2”, подразумевающий прокладку трубы по дну Балтийского моря с выходом в Германии. Последней это предложение льстило отдельно, ведь таким образом она превращалась в главного транзитера российского газа в Европу.
Состоявшийся в октябре визит в Москву министра экономики и энергетики Германии Зигмара Габриэля подтвердил согласие Берлина на реализацию “Северного потока-2”. Но в современных законодательных канонах Евросоюза это ничего не означает. Дело в том, что ключевое отличие условий реализации второй нитки “Северного потока” от первой заключается в том, что она будет строиться во времена, когда в ЕС работает так называемый “Третий энергетический пакет”.
Он направлен на исключение монопольных позиций одного игрока на рынке. В переводе на человеческий язык это означает, что “Северный поток-2” должен в обязательном порядке пройти через сито согласования с Европейской комиссией. А в нынешних реалиях это практически невозможно – Европа слишком напугана нестабильным поведением России.
В свое время строительство “Южного потока” было отменено как раз из-за “Третьего энергопакета”, поэтому особых шансов у “Северного потока-2” нет. С этой точки зрения значимость провала реализации “Турецкого потока” для РФ резко возрастает. Но проблема даже не в этом. Трагедия Владимира Путина в том, что отказавшись от этого проекта, он фактически развязал руки Реджепу Эрдогану в его стремлении превратить Турцию в энергетический хаб по транспортировке в Европу так называемого тюркского газа. В этой плоскости Анкара будет делать основную ставку на воскрешение Транскайскийского трубопровода, подразумевающего прокачку в ЕС энергоресурса из Туркменистана.
Теперь для окончательной потери Россией монополии на европейском газовом рынке, осталось дождаться только одного – стабилизации ситуации в Сирии. Она даст второе дыхание реализации так называемого “Исламского газопровода”, по которому через Средиземное море можно будет качать в Европу газ из Ирана и Катара, совместно эксплуатирующих самое крупное месторождение голубого топлива в мире – “Парс”. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)