На днях Министерство энергетики и угольной промышленности предложило провести реорганизацию НАК “Нафтогаз Украины”. Суть основных изменений заключается в выводе из управления компании Андрея Коболева сырьевого звена – ПАО “Укргаздобыча”.
“Одним из ключевых аргументов, почему компания не должна остаться в управлении и собственности “Нафтогаза”, является отсутствие четкого понимания развития ситуации с рассмотрением иска в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма по пересмотру контрактов с “Газпромом” на транзит газа”, – так объяснили свою позицию в Минэнергоугля.
Рациональное зерно в этом предложении действительно есть. Если предположить, что НАК проиграет, внешние кредиторы завалят компанию исками, для удовлетворения заявок которых может быть обращено взыскание на его активы. А одним из самых интересных среди них как раз является “Укргаздобыча” – крупнейший добытчик газа в стране.
По мнению ведомства Владимира Демчишина, для предотвращения развития событий по такому сценарию ПАО следует передать в отдельный государственный холдинг, который будет подчиняться Минэкономразвития. Такая постановка вопроса выбила почву из-под ног оппонентов Демчишина, подозревающих его в попытке узурпации контроля над ключевыми активами в отрасли. Ради справедливости нужно сказать, что повод для этих предубеждений Владимир Васильевич дал сам. На минувшей неделе министерство распространило сообщение с предложением передать в его управление вопросы выдачи и аннулирования спецразрешений на пользование недрами, которыми сейчас оперирует Минэкологии и природных ресурсов. Правда, то, что нынешнее “газовое” предложение Минэнергетики контрастирует с “лицензионным” (предыдущей недели), совсем не означает, что у Демчишина нет собственных планов на “Укргаздобычу”. Чтобы с этим согласиться, достаточно понять разницу в существующей и предлагаемой системах управления ПАО.
На сегодняшний день “Укргаздобыча” контролируется двумя лагерями власти. Первый – президентский – реализован через влияние на главу этой компании Олега Прохоренко, который в свое время работал в компании McKinsey с невесткой Петра Порошенко – Юлией Порошенко. Второй – премьерский – осуществляется через первого замглавы “Укргаздобычи” Александра Романюка. Он является выходцем из AYA Capital, основанной близким Арсению Яценюку зампредом “Нафтогаза” Юрием Витренко. Как раз тот факт, что “Укргаздобыча” формально подчиняется “Нафтогазу Украины”, и дал основание Арсению Петровичу делегировать своего человека в газодобывающую компанию. А если сейчас ПАО вывести из подчинения НАК, как это предлагает сделать Владимир Демчишин, на газовой карьере Александра Романюка можно будет поставить крест. В принципе как и на любых других последующих кандидатурах премьера.
Если сценарий Министерства энергетики с монополизацией контроля над “Укргаздобычей” претворится в жизнь, никакой трагедии вроде бы не должно произойти. Тот же Прохоренко за неполный год управления этой госкомпанией не дал ни одного повода себя упрекнуть. Под его управлением ПАО стало проводить основные закупки материалов и оборудования через открытые тендеры, а сбыт своих энергоресурсов начало осуществлять по рыночным ценам.
Другой вопрос, что формирование командой Петра Порошенко гегемонии в управлении “Укргаздобычей” нарушит так называемый “президентско-премьерский баланс взаимного сдерживания”.
В таком случае Олег Прохоренко может быть банально использован в качестве вывески, а назначенные ему нужные заместители наделены полномочиями для фактически самостоятельного управления госкомпанией. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)