Украина “очеловечила” правила распределения месторождений, но оставила теневые пути их дележа.
Впервые за последние пять лет в стране изменились условия выдачи спецразрешений на пользование недрами. Этим шагом власть поставила крест на самых скандальных способах кулуарного дележа полезных ископаемых. Однако до перехода этой сферы деятельности на цивилизованные правила игры еще далеко: у близкого к власти бизнеса до сих пор остаются возможности развиваться в обход конкурентов.
На прошлой неделе Кабинет министров внес изменения в свое же постановление №615 от 30 мая 2011 г. “Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами”. Принятыми корректировками был резко сокращен список исключений, на основании которых компании могли на внеконкурсной основе получать упомянутые спецразрешения. Самым важным среди них можно считать то, что отныне уже нельзя будет раздавать лицензии предприятиям, уставные фонды которых на 50% и более контролируются государством. “Вне конкурса спецразрешения будут выдаваться исключительно компаниям, 100% акций которых принадлежат государству, а также компаниям, на которые возложены специальные обязательства, – ПАО “Укргаздобыча”, – говорится в документе.
Ушедшее таким образом в историю исключение для “пятидесятипроцентников” действительно перекрывает основной канал теневого распределения недр. Чтобы с этим согласиться, достаточно привести в пример компании, удачно использовавшие в свое время это правило. Безусловный фаворит среди них – ООО “Голден Деррик”. В 2011 г. эта компания без какого-либо соперничества получила разрешения на разработку трех десятков нефтегазоносных площадей и месторождений, которые в общей сложности занимают около 5 тыс. кВ. км на территории Полтавской области. Секрет фирмы делился на две составляющие. Первая сводилась к тому, что на тот момент 50% ее уставного капитала принадлежало государственной НАК “Надра Украины” (что позволяло пользоваться исключениями, предусмотренными упомянутым Порядком предоставления спецразрешений). Вторая заключалась в том, что в совладельцах ООО также числился кипрский оффшор Hartlog Limited, который был замечен в качестве учредителя ООО “Монолитинвест”, основанного Анатолием Ставицким, отцом Эдуарда Ставицкого, который на тот момент возглавлял Государственную службу геологии и недр, ведающую раздачей спецразрешений
После перезагрузки власти в Украине “Голден Деррик” прошел процесс “раскулачивания” – у компании были отобраны почти все площадки. Но даже эта показательная порка и принятие правительством вышеупомянутых правок к постановлению №615 совсем не означают, что период бесплатной раздачи государственных недр остался в прошлом.
Во-первых, потому что данный документ содержит в себе достаточное количество других лазеек. Во-вторых, потому что ими довольно успешно пользуются. Свежий пример: в прошлом году ООО “Ангро Инвест” стало претендовать на внеконкурсное получение сразу восьми спецразрешений, которые по иронии судьбы ранее принадлежали упомянутому ООО “Голден Деррик”. В обоснование своей позиции компания “Ангро Инвест” объяснила, что располагает на интересующих ее территориях имуществом (законсервированными скважинами, заранее арендованными у НАК “Надра Украины”), которое через призму постановления №615 можно интерпретировать как “целостный имущественный комплекс”, дающий право вне конкурса получить специальное разрешение на участке, где эти активы расположены.
О наличии этих и тому подобных лазеек власть наверняка в курсе, но перекрывать их никто не спешит: по решению правительства внеконкурсные правила распределения спецразрешений будут действовать еще три года и только потом отменены. Оптимисты называют этот отведенный период “переходным”, но он больше похож на паузу, взятую для того, чтобы доделить остатки недр. Ну, по крайней мере, на такие выводы наводит тот факт, что самую активную позицию в этой нише, как и раньше, занимают компании, близкие к власти. Тот же “Ангро Инвест” создавался при участии Александра Павлюченко – помощника народного депутата от “Народного фронта” Игоря Котвицкого). (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)