Россия готова предложить Словакии стать транзитером российского газа из Nord Stream 2 для Венгрии и Балкан.
Министр экономики РФ Алексей Улюкаев в ходе переговоров с министром экономики Словакии Петером Жигой и вице-премьером страны Петером Пеллегрини сообщил о возможности поставок газа из газопровода Nord Stream 2 транзитом через Словакию. Этот маршрут планируется ввести в конце 2019 г. “Газ из Nord Stream 2 может пойти после Германии на юг и через Австрию, Словакию, дальше – в Венгрию, Балканы”, – пояснил А. Улюкаев. По его словам, “есть проекты такого рода поставок”, которые могли бы принести Словакии дополнительную прибыль от прокачки российского газа.
Пока газотранспортные мощности позволяют поставлять газ Nord Stream 2 через Германию, Чехию и Словакию в Австрию. Схема применяется с 2013 г., когда выросли объемы поставок через Nord Stream 1 и газопровод Opal в Чехию. Пункт Ланжгот на словацко-чешской границе, через который российский газ десятилетиями шел из Словакии в Чехию, теперь работает преимущественно в обратном направлении.
Одним из основных транзитных направлений для российского газа в Европу остается Украина. Транзитный контракт “Газпрома” с Киевом истекает в 2019 г., после чего Москва намерена сократить или полностью прекратить поставки, хотя Еврокомиссия настаивает на их сохранении. Украинскую трубу должен заменить Nord Stream 2 из РФ в Германию по дну Балтики. С учетом пущенных веток Nord Stream 1 поставки вырастут вдвое – до 110 млрд. куб. м. Против проекта выступили Украина и ряд стран ЕС: в марте премьеры Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Румынии и президент Литвы направили письмо об этом главе ЕК Жан-Клоду Юнкеру.
24 мая А. Улюкаев пытался убедить словаков, что Nord Stream 2 не лишает Братиславу функций одного из основных транзитеров российского газа. “В отличие от позиции некоторых других стран ЕС позиция Словакии не надуманная, потому что есть материальная основа, – признал он. – У нее доходы 700-800 млн. евро от транзита, поэтому она видит риски”. Но Россия готова снять эти риски. Министр подчеркнул, что все действующие соглашения будут выполнены, а договор со словацким газотранспортным оператором Eustream до 2028 г. “не подлежит сомнению”. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)