При реализации проекта “Южный газовый коридор” (ЮГК) Азербайджан рассчитывает исключительно на свои собственные ресурсы, сказал министр энергетики Натиг Алиев в интервью журналу Caspian Energy, опубликованном 27 мая.
По его словам, вокруг проектов такого значения, как “Южный газовый коридор”, постоянно наблюдается ажиотаж. “Это можно называть конкуренцией, слухами, мнениями, когда каждый хочет выдать свое мнение за единственно верное, чтобы создать сенсацию. Поэтому некоторые политики и экономисты говорят, что, к примеру, “Турецкий поток” как-то повлияет на ЮГК, не разбираясь и не вдаваясь в сущность того, что такое “Турецкий поток” и каким образом он может быть реализован. Либо говорят, что в Израиле нашли месторождения и прямо сейчас эта страна, которая всю жизнь зависела от энергоресурсов, выведет огромные объемы газа прямо в Европу. Или говорят, что нашли крупнейшие месторождения в Грузии или на Кипре”, – сказал Алиев.
По его словам, для того чтобы оценить месторождение и добыть энергоресурсы, требуется много времени, нужны капитальные вложения, кропотливая работа. “Могу сказать следующее: если у кого-то есть возможности поставлять газ для TANAP, а это могут быть Иран, Ирак, Египет, Израиль, Кипр, то мы готовы расширить трубопровод и транспортировать. Но это должно быть долгосрочное обязательство сторон. Таких предложений не было, и не думаю, что они появятся в ближайшие 5-10 лет”, – сказал министр.
Алиев сообщил, что все проекты, которые реализуются в Азербайджане, базируются на собственных ресурсах страны. “Ни на чьи ресурсы мы никогда не надеемся и не принимали их во внимание в экономических расчетах эффективности проектов. Так было с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и со всеми другими проектами. Помню, когда реализовывался БТД, многие заявляли, что без казахстанской нефти этот проект не может быть реализован, или он будет нерентабельным. Я и тогда говорил, и сейчас говорю: мы никогда не рассчитываем и не делаем ставку на чужие ресурсы. Так же и сейчас. При расчетах мы не принимаем во внимание объемы газа из Туркменистана, Ирана или Казахстана, если у них появится желание использовать ЮКГ. Думаю, самая надежная позиция – это полагаться на собственные ресурсы и не выдавать желаемое за действительное, иначе можно разочароваться. Если у партнеров будет возможность экспортировать газ, то мы с удовольствием сядем за стол переговоров и постараемся предоставить транзитные возможности, а если их нет, то продолжим реализовывать свои проекты”, – сказал Алиев.
“Южный газовый коридор” является одним из приоритетных для ЕС проектов и предусматривает транспортировку 10 млрд. куб. м азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу.
На первоначальном этапе газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах Дениз, рассматривается в качестве основного источника для проектов “Южного газового коридора”. На более позднем этапе к проекту могут быть подключены другие источники.
Газ в рамках второй стадии разработки месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путем расширения Южнокавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов. (Trend/Энергетика Украины и мира)