Несколько государств Евросоюза критикуют законопроект, который дает возможность Брюсселю контролировать условия межправительственных соглашений по газу с третьими странами, включая Россию. Участие Еврокомиссии в экспертизе проектов межправсоглашений и переговорах поставит под вопрос ответственность государств в этой сфере, говорится в письме французского сената в Европарламент, передало Interfax Natural Gas Daily. Похожие опасения есть у Австрии, Португалии и Мальты.
Сейчас Еврокомиссия может знакомиться с межправсоглашениями по энергетике лишь постфактум. Предложение сделать ее третьей стороной в переговорах о поставках газа в июне одобрил Совет Европейского союза (ЕС). Если Европарламент его одобрит, страны ЕС должны будут сообщать Еврокомиссии о планах начать переговоры в сфере энергетики и – регулярно – об их процессе. Изменение правил – часть “Пакета по энергобезопасности”, представленного Еврокомиссией в феврале. Межправсоглашения часто являются основой для коммерческих контрактов, в случае с трубопроводными поставками они, как правило, определяют основные параметры договора, уточняет Interfax Natural Gas Daily.
Предложение Еврокомиссии встретило заметное сопротивление в Совете ЕС – он принял его, сильно смягчив и оставив возможность контролировать межправсоглашения до подписания только для обязывающих соглашений по газу, сообщила 5 сентября пресс-служба Комитета Европарламента по вопросам промышленности, исследований и энергетики. Уже сейчас к законопроекту подана 231 поправка. Многие из них направлены на ограничение полномочий Еврокомиссии.
Комитет рассмотрит законопроект 13 октября. “Думаю, большинство (членов Европарламента) – за предварительный контроль, и не только международных соглашений в строгом смысле – между государствами, но также коммерческих соглашений (основанных) на межправительственных договоренностях”, – цитирует Interfax Natural Gas Daily депутата Европарламента Здзислава Краснодебски. Но чтобы стать законом, проект должен получить одобрение парламента и Совета ЕС. “Вопросы антимонопольной тематики, в том числе в нефтегазовой сфере, отнесены более к компетенции Совета ЕС”, – уточняет управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Совет ЕС формируется по принципу “по одному министру от каждого из 28 государств – членов ЕС”, решения принимаются квалифицированным большинством.
“Некоторые из западных стран ЕС могут не увидеть логики в предварительном обзоре соглашений, поскольку они и так соответствуют законам Евросоюза. Они не хотят лишаться права вести переговоры без участия Брюсселя”, – считает директор Energy Climate House при Centre for European Policy Studies Кристиан Эберхофер. Возражения по законопроекту отражают продолжение спора внутри Европы о сферах контроля ЕС и суверенитете отдельных государств, считает старший аналитик Interfax Europe Питер Стюарт. После решения Великобритании о выходе из Евросоюза ЕС очень внимательно относится к вопросам, которые могут потенциально разделить станы-участницы, говорит он.
Контроль межправсоглашений до подписания вряд ли отразится на стоимости российского газа для Франции и Австрии, полагает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Ведь цены определяются контрактами между “Газпромом” и покупателями. В конечном счете, государственные органы могут довольно точно определить условия любого контракта через таможенные данные, добавляет директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Предварительное ознакомление с межправсоглашениями лишь усложнит и удлинит газовые переговоры, заключает он.
Представители Еврокомиссии, парламентов Франции, Португалии и Австрии не ответили на запросы “Ведомостей”. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)