У крупнейшей частной энергетической компании Украины возникла еще одна линия фронта. На этот раз со столичной прокуратурой, которая после двухлетнего перерыва вернулась к вопросу о законности продажи 12% акций ПАО “Киевэнерго”.
Даже если ее оппоненты доведут начатое до конца, она не утратит позиции мажоритарного бенефициара столичной компании. Но это совсем не ослабляет интереса к происходящему, поскольку проблема лежит в другой плоскости. Авторы идеи отъема спорного пакета сосредоточены на снижении уровня влиятельности группы «ДТЭК» на энергорынок, поэтому ее команде стоит сосредоточиться не на юридической защите, а на пересмотре своей глобальной позиции.
Реанимация скандальной темы с законностью продажи акций “Киевэнерго” произошла 15 сентября, когда Печерский районный суд Киева распорядился назначить внеплановую выездную ревизию финансово-хозяйственной деятельности этой энергокомпании. Проверка будет проведена специалистами ГКЦБФР в плоскости “корпоративного управления и проведения операций по размещению и обороту ценных бумаг”. Если переводить эту фразу на человеческий язык, она означает, что сотрудникам Госкомиссии поручено выяснить была ли законной продажа 12,73% акций “Киевэнерго”, которые раньше принадлежали местной территориальной общине.
В соответствии с упомянутым решением, проверка начнется сразу после официального уведомления менеджмента компании, и продлится в течение 15 дней. В общем, если обойдется без форс-мажоров (типа промежуточных блокирующих судебных решений), уже к середине октября в процессе, инициированном прокуратурой Киева, может появиться определенная ясность.
А вот какой она будет, односложного ответа на этот вопрос не существует. Дело тут не в том, что, признав сделку незаконной, ГКЦБФР автоматически признает нелегитимным соответствующее разрешение на ее проведение, которое она выдавала незадолго до подписания договора купли-продажи. И даже не в том, что ДТЭК, которому сейчас принадлежат упомянутые 12,73% уставника “Киевэнерго”, не имеет к оспариваемому соглашению никакого отношения (эти акции выкупались через ряд компаний-прокладок, близких бизнесменам Василию Хмельницкому и Андрею Иванову). Сложность ответа на упомянутый вопрос в том, что основной предмет спора – столкновение глобальных интересов Рината Ахметова и Петра Порошенко, в рамках которого миноритарный пакет киевского ПАО – один из козырных тузов в колоде президентских переговорщиков.
На такой вывод наталкивает минимум два неопровержимых факта. Первый: если бы прокуратуру, субординированную под президентскую ветвь власти, действительно интересовала законность/незаконности продажи акций “Киевэнерго”, она довела бы этот процесс до конца еще два года назад, когда он и был начат. Второй: актуализация этой темы произошла удивительно вовремя – буквально в преддверии последней волны приватизации в энергетике. Собственно, возможно, как раз от участия в ней сейчас и пытаются заставить отказаться Ахметова. Если намек им будет воспринят правильно, в собственности группы ДТЭК останется, как и сейчас, 72% “Киевэнерго”.
Беспросветные жизнелюбы считают, что с ДТЭК не произойдет ничего “смертельного” даже если она потеряет спорный 12%-ный пакет: мол, за ним все-равно останется доля, позволяющая самостоятельно проводить собрания акционеров и принимать на них нужные стратегические решения. Но разделить это мнение сложно. Особенно – в контексте самой свежей поведенческой линии президентской команды.
Речь о недавнем неофициальном решении создать “рукопожатную” энергетическую империю. Ее формальный лидер уже избран – это Виталий Кропачев, который уже начал консолидировать акций последней энергогенерирующей компании страны “Центрэнерго”, попутно публично объявив о желании поучаствовать в приватизации госшахт и намерении выкупить сразу три углеобогатительные фабрики у ООО “ДРФЦ” Александра Януковича. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)