Действия Службы безопасности Украины и Центральной энергетической таможни спровоцировали дестабилизацию поставок импортного сжиженного газа, что уже привело к убыткам участников рынка и грозит обернуться подорожанием автогаза для потребителей. Об этом сообщает “Консалтинговая группа А-95”.
С 16 ноября ЦЭТ выборочно задерживает импортное оформление сжиженного газа, завозимого несколькими операторами. Поводом для этого является обращение следователей СБУ с требованием отбора образцов товара из каждой цистерны. Изъятие ресурса проводится в рамках криминального производства, возбужденного по п. 1 ст. 258-5 Криминального кодекса Украины (финансирование терроризма). При этом под санкции СБУ подпадает не только собственный импорт компаний, в отношении которых возбуждены дела, но и сторонних операторов, пользующихся услугами хранения у этих компаний. Действия СБУ уже привели к многодневным простоям цистерн и убыткам трейдеров.
В частности, с трудностями столкнулась компания “Газтрон-Украина”, которая с 14 ноября ожидает таможенного оформления 4 тыс. т сжиженного газа в порту Черноморска (Одесская обл.). Сотрудники ЦЭТ требуют от импортера подтверждения котировок СУГ на дату отгрузки, которая выпала на нерабочий день котировальных агентств (12 ноября).
По данным “Консалтинговой группы А-95”, рынок уже отреагировал на проблемы импортеров ростом цен.
“В середине ноября в Украине началось снижение оптовых цен на сжиженный газ, однако на новостях о трудностях с импортом цены перешли к росту. В результате мы ожидаем роста цен на пропан-бутан в розничной сети на 80 коп./л еще до конца ноября”, – заявил аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн.
Эксперт напомнил, что обязательное требование отбора проб с импортных поставок сжиженного газа практиковалось таможенной службой в 2012-2014 гг., что приводило к удорожанию ресурса на $100-150/т и было причиной стабильно высоких цен для автомобилистов. После ликвидации данной схемы в начале 2014 г. цены на сжиженный газ в Украине ощутимо снизились, а потребление за два последующих года выросло в 1,6 раза до 1,4 млн. т. “Как химический состав газа связан с поддержкой терроризма, трудно сказать. В отличие от того, что действия СБУ и таможни наносят реальный урон бизнесу добросовестных налогоплательщиков и бьют по интересам миллионов автомобилистов”, – отметил А. Куюн. (Пресс-релиз ООО “Консалтинговая группа “А-95″/Энергетика Украины и мира)