Министерство финансов Украины обнаружило противоречие в выполнении инвестиционных проектов ПАО “Укртранснафта” с Азербайджаном. В частности, из-за законодательного запрета на отчуждение основных средств “Укртранснафта” не может доставлять азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ (ПАО “Укртатнафта”).
Такой вывод следует из письма Минфина в адрес Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.
Ведомства обрабатывают поручение Кабмина о реализации инвестиционных проектов с Азербайджаном: доставки нефти марки Azeri на Кременчугский НПЗ и ее транзита в Беларусь.
Как рассказал Delo.UA первый заместитель гендиректора “Укртранснафты” Андрей Пасишник, 3 ноября компания обратилась к премьер-министру “с просьбой безотлагательно собрать совещание для выработки механизма безотлагательного решения проблемы пуска нефтепровода «Одесса-Кременчуг» для увеличения загрузки Кременчугского НПЗ азербайджанской нефтью во исполнение достигнутых договоренностей на уровне президентов и правительств летом 2016 г.”.
В частности, для доставки азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ “Укртранснафта” планировала вытеснить российскую нефть Urals в нефтепроводе “Одесса-Кременчуг” азербайджанской Azeri. Компания предлагала подписать договор обмена для замены Urals на Azeri, но обменная операция с нефтью в случае “Укртранснафты” считается отчуждением основных средств.
Минфин в своем письме уточняет, что такие операции противоречат части 6 ст. 7 Закона Украины “О трубопроводном транспорте”, который запрещает отчуждение основных фондов. В случае “Укртранснафты” в основные фонды входит вся нефть предприятия.
Как уточнил Пасишник, в своем запросе “Укртранснафта” ссылалась на другую часть статьи 7 закона, которая разрешает отчуждение основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельности. Для отчуждения этих средств компании достаточно разрешения Кабмина.
В “Укртранснафте” уточняют, что они не использует 262 тыс. т Urals, которая заполняет нефтепровод “Одесса-Кременчуг”. А заменить нефть без отчуждения будет сложно технологически. По словам Пасишника, “Укртранснафта” не располагает свободными резервуарами для хранения такого объема нефти.
Альтернативой переработке Urals на Кременчугском НПЗ могло бы стать выдавливание Azeri из нефтепровода “Одесса-Броды” (заполнен Azeri на данный момент) обратным ходом – из Брод на Южный и с Южного на Кременчуг. В таком случае выдавливаемую нефть Urals нужно было бы в Кременчуге наливать в вагоны и возить по железной дороге – и заполнять нефтепровод “Одесса-Броды”.
Но, по словам Пасишника, у реализации этой идеи много нюансов: Кременчугский НПЗ не имеет пока схемы налива нефти, есть только слив, а при пуске “Одесса-Броды” на Европу или Беларусь часть трубы будет заполнена Urals. Использование которой там не предусмотрено.
“Без решения Кабмина либо изменений в законодательстве “Укртранснафта” не в состоянии выполнить достигнутые договоренности (с Азербайджаном), и в ближайшее время мы планируем обратиться за поддержкой к азербайджанской стороне”, – сообщил Пасишник.
В ближайшее время в порт Южный должен прибыть танкер с нефтью Azeri из Азербайджана для переработки на Кременчугском НПЗ. Также “Укртранснафта” подписала с “Укртатнафтой” (Кременчугский НПЗ) протокол о намерениях об использовании нефтепровода Одесса-Кременчуг для доставки азербайджанской нефти на НПЗ. (Дело/Энергетика Украины и мира)