Долги украинских потребителей за газ достигли почти $1 млрд., и “Нафтогаз” вынужден ограничить подачу в отдельные населенные пункты. Но если морозы задержатся, украинской компании придется сокращать поставки уже из-за нехватки газа. Впрочем, у Киева всегда остается возможность договориться о дополнительных поставках с Москвой, но у сторон кардинально разное видение этого вопроса.
“Нафтогаз” начал ограничивать поставки топлива украинским потребителям. Компания не предоставила необходимые объемы газа четырем теплоснабжающим предприятиям Киевской области: ООО “УКРОПТ “Мастер-Энерго”, КП КОР “Бородянкатепловодопостачання”, КП КОР “Переяслав-Хмельницьктепломережа” и КП КОР “Тетиивтепломережа”, сообщила пресс-служба “Киевоблгаза”.
В результате без воды и тепла могут остаться поселки городского типа Коцюбинское и Бородянка, а также города Тетиев и Переяслав-Хмельницкий.
На данный момент речь не идет о том, что “Нафтогаз” не способен обеспечить своих клиентов газом из-за его нехватки. Пока поставки ограничиваются из-за задолженностей потребителей.
Как раз 11 января “Нафтогаз” сообщил, что общий долг предприятий “Теплокоммунэнерго”, теплоэлектростанций и прямых промышленных потребителей Украины составляет $915,8 млн. и за последнюю неделю он был погашен лишь на 1,2%. “Проблема извечная, уровень выплат никогда не поднимался выше 80%, тогда как “Нафтогаз” требует стопроцентной оплаты”, – комментирует украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь НАК “Нафтогаз Украины” Валентин Землянский.
В “Нафтогазе” не ответили на запрос “Газеты.Ru” о том, планируются ли новые ограничения поставок. Проблема в том, что они могут быть вызваны уже не задолженностью украинских потребителей, а нехваткой газа.
К отопительному сезону-2016-2017 Украина подошла с рекордно низкими запасами топлива в подземных газохранилищах (14,5-14,7 млрд. куб. м). По данным “Укртрансгаза” на 9 января, в ПХГ оставалось 11,376 млрд. кубов.
Вице-премьер Украины Владимир Кистион 11 января заявил, что страна запасла достаточно газа, чтобы успешно пройти отопительный сезон. “Даже если сохранится температурный режим около минус 10 градусов до конца отопительного периода, то, по расчетам, нам будет достаточно газа для обеспечения потребностей населения, бюджетных учреждений и промышленности”, – подчеркнул вице-премьер.
Отчасти это связано со снижающимся потреблением газа на Украине. По данным “Укртрансгаза”, за первые десять дней января 2017 г. украинские потребители задействовали 1,609 млрд. куб. м газа, что на 12,2% ниже показателей аналогичного периода прошлого года.
При этом суточные уровни отбора в начале месяца значительно превышали 50 млн. кубов в день, о которых ранее говорил глава “Нафтогаза” Андрей Коболев, доходя до 80-100 млн. кубов.
Украине хватит газа до конца сезона (официально он завершается 15 апреля, хотя в последние годы фактически отопление на Украине отключают раньше), если не будет сильных морозов.
“Но если будет холодно, в конце февраля, в теории, могут начаться ограничения поставок”, – предупреждает сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, подчеркивая, что речь не идет о веерных отключениях.
Валентин Землянский, впрочем, полагает, что и до этого дело не дойдет. “Реальный выход – закупка дополнительных объемов газа у России”, – говорит эксперт.
Основная проблема в том, что Россия и Украина, в целом не имея ничего против восстановления газовых отношений (Украина прекратила закупать российский газ в конце 2015 г.), кардинально по-разному видят это восстановление.
В частности, Киев настаивает на заключении дополнительного соглашения к действующему контракту, которое выведет доппоставки из-под действия принципа take-or-pay (“бери или плати”), согласно которому контрагент должен оплачивать определенную долю законтрактованного газа вне зависимости от того, сколько топлива было отобрано в реальности.
Опасения Украины здесь понятны: по действующему контракту от 2009 г. “Нафтогаз” в рамках take-or-pay обязан оплачивать не менее 80% от 52 млрд. куб. м в год. При этом, когда в прошлом году Россия и Украина вели переговоры о дополнительных поставках, речь шла лишь о 1,5-4 млрд. кубов. То есть согласившись закупать у РФ газ без допсоглашения к действующему контракту, Киев признает, что нарушает этот контракт.
Россия со своей стороны заявляла, что подписание допсоглашения является нецелесообразным, так как именно в текущий период в Стокгольмском арбитраже разбираются взаимные претензии “Газпрома” и “Нафтогаза”, касающиеся в том числе take-or-pay. Как указывал в декабре глава российского Минэнерго Александр Новак, любые изменения в контракте могут быть использованы другой стороной в рамках судебного разбирательства. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)