В конце прошлого года Еврокомиссия представила для обсуждения проект нового энергетического пакета с говорящим названием “Чистая энергия для всех европейцев”.
Этот документ отражает видение того, по какому сценарию ЕС может осуществить переход к новому энергетическому будущему.
Пока это только набор нормативных предложений и мер, охватывающих вопросы энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, структуры рынка электроэнергии, правил снабжения и регулирования.
Однако уже скоро он может стать реальностью не только для европейцев, но и для Украины.
Пока стартовал длительный процесс консультаций, ведь для пуска энергопакета нужно, чтобы предложения Еврокомиссии поддержали Европарламент и Совет ЕС. Учитывая то, что сразу после публикации изменения вызвали недовольство экспертов и общественности по целому ряду пунктов, скорее всего, в нынешней редакции он не останется.
По крайней мере, сейчас можно утверждать, что в том или ином виде энергопакет вступит в силу не ранее чем через 2-3 года.
В чем особенность предложений? Какие изменения энергопакета были восприняты неоднозначно?
Во-первых, ЕК предлагает отменить льготы для возобновляемой энергетики, в частности право первоочередного включения таких мощностей к электросети.
Еврокомиссия предлагает после 2020 г. отменить правило, по которому установки, генерирующие электроэнергию из возобновляемых источников (ВИЭ: ветер, солнце и др.), имеют право первоочередного включения в электросети. Доля “зеленой” генерации в ЕС достигла почти 30%, и это уже показатель того, что сектор “дозрел” до конкуренции с другими производителями, а значит, его развитие больше не нуждается в государственной поддержке.
По мнению Брюсселя, пришло время выровнять право на доступ к рынку для всех производителей и технологий, поскольку право первоочередного включения ВИЭ в энергосети искажает конкуренцию. Исключения составят лишь объекты бытового масштаба с мощностью 500 кВт и меньше, а после 2026 г. порог уменьшится до 250 кВт.
В свою очередь Greenpeace считает, что такое решение даст возможность операторам электросетей в первую очередь подключать АЭС или ТЭС на базе угля, а уже потом – возобновляемые источники энергии. В этом случае не останется стимулов для наращивания доли “зеленой” генерации, что поставит под угрозу достижение целей Парижского климатического соглашения.
Согласно прогнозу, отмена льгот для ВИЭ может привести к увеличению выбросов парниковых газов на 10% по сравнению с нынешним уровнем.
Кроме этого, по мнению экспертов, решение усложнит достижение цели Евросоюза обеспечить 50% электрогенерации из возобновляемых источников.
Дополнительным аргументом экологов в подтверждение завуалированной поддержки Еврокомиссией “грязной генерации” является отсутствие жестких ограничений по выбросам для производства единицы энергии. По данным Greenpeace (базовый сценарий), до 2026 г. это позволит 95% ныне действующих ТЭС и ТЭЦ получать дотации на покрытие дисбаланса энергосистемы из-за недопроизводства возобновляемой генерации – по крайней мере, еще в течение 10 лет.
С другой стороны, по мнению Георга Захмана, старшего научного сотрудника аналитического центра Bruegel в Брюсселе, такое решение Еврокомиссии даже положительно повлияет на отрасль в целом, поскольку компании, занимающиеся возобновляемой энергетикой, будут более взвешенно подходить к этапу планирования проектов.
Речь идет о подходах к поиску мест для строительства мощностей: по новым правилам, наибольшее конкурентное преимущество получат те регионы, где новые “зеленые” мощности будут иметь наибольшее локальное значение. Например, реализация проекта ветропарков на севере Германии будет иметь меньший эффект, чем в других регионах страны, поскольку там уже сконцентрированы значительные аналогичные мощности. Кроме того, ветроэнергетика уже выигрывает ценовую конкуренцию, поскольку стоимость электроэнергии ВЭС за последние годы значительно упала.
Во-вторых, ожидается увеличение вовлеченности потребителей в энергорынок.
Независимо от способа достижения, долгосрочная цель ЕС по доле возобновляемой энергетики в потреблении составляет 50%. Это влечет за собой необходимость решить еще один важный вопрос: как обеспечить маневрирование пикового потребления, которое сейчас осуществляется за счет тепловых электростанций.
Новый этап развития энергорынка Еврокомиссия видит в переходе от централизованных систем к системе распределенной генерации, где энергетические кооперативы и отдельные домохозяйства превращаются в участников рынка и имеют возможность генерировать, хранить и использовать для собственного потребления электроэнергию из ВИЭ.
Это позволит не только значительно увеличить долю микросистем, имеющих высокий уровень автономности, но и привлечь много новых инвестиций в разработку инноваций для сохранения энергии и смарт-систем контроля. В свою очередь, это также должно увеличить гибкость рынка краткосрочных договоров, а значит, даст возможность более эффективно реагировать на спрос в моменты пикового потребления и покрывать его за счет аккумулированной энергии.
Согласно результатам исследования CE Delft,
к 2030 г. доля домохозяйств и кооперативов, которые будут участниками энергорынка, достигнет 50% от всего населения ЕС, а их общий вклад в производство электроэнергии достигнет почти 20%.
В то же время Еврокомиссия хочет ограничить это право для кооперативов, установив максимальный порог для проектов не более 18 МВт мощности, что вызывает серьезные сомнения по поводу стремления вывести локальную генерацию на первое место в энергосистеме в целом.
В-третьих, Еврокомиссия предлагает увеличение цели по энергоэффективности.
Это наименее спорный вопрос из нового “энергопакета”, поскольку его поддерживают все стороны процесса – Еврокомиссия, Европарламент, представители бизнеса, эксперты. Дискуссия возникает только по поводу того, насколько все же надо поднять планку прироста в энергоэффективности до 2030 г.
Сейчас она установлена на уровне 27% от прогноза уровней энергопотребления-2030, сделанного в 2007 г. Еврокомиссия предлагает увеличить цель до 30%. По оценкам ЕК, решение увеличить цель на 3% будет стоить энергосистеме дополнительные 9 млрд евро, однако в горизонте 2050 г. даст экономию на ту же сумму.
Однако, по мнению Европарламента, на 2030 г. цель должна быть более амбициозной и составлять не менее 40%. Такую же позицию высказали энергокомпании в своем открытом письме президенту Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру. Письмо подписали такие гиганты, как Philips, Siemens и Sсhneider.
Сигнал для Украины
Такие прогрессивные планы Еврокомиссии в направлении отказа от ископаемого топлива в долгосрочной перспективе и развития рынка с максимальным привлечением потребителей в очередной раз подчеркивает для Украины – важно сохранять должный темп реформирования энергетического сектора и разрабатывать детальные стратегические планы развития отрасли.
В то время, когда Еврокомиссия планирует уже в 2030 г. нарастить энергоэффективность до минимум 30%, а другие стороны убеждены, что это – не предел, Украина только планирует по завершении 2017 г. достичь 5% энергоэффективности, а к 2020 г. – 9%.
Цель по достижению доли возобновляемой энергии в конечном потреблении до 2020 г., в соответствии с обязательствами по Соглашению об ассоциации с ЕС, составляет не менее 11%. При этом, по официальным данным, в 2015 году эта доля достигла лишь 4,87%.
В целом текущее состояние украинского энергорынка пока не позволяет говорить о следовании европейским трендам.
Ведь пока на значительном сегменте рынков газа (до 60%) и электроэнергии (до 88%) не хватает конкуренции между поставщиками. Что уж говорить о конкуренции между энергией, произведенной из разных источников.
Чтобы изменить данную ситуацию, Украине нужно осуществить переход от монопольных к конкурентным энергорынкам, обновить стратегии развития секторов и соответствующие индикативные цели в национальных планах действий, а также внедрить рыночные инструменты поддержки для “зеленой” энергетики и энергоэффективности. (Андрей Билоус, эксперт DiXi Group для Европейской правды/Энергетика Украины и мира)