На днях окружение экс-премьер-министра Арсения Яценюка утратило контроль над оператором газотранспортной системы страны – ПАО “Укртрансгаз”. На вакантное место уже сватают представителя команды Андрея Коболева, который таким образом хочет усилить свои позиции перед решающей схваткой с “Газпромом”.
Но эти планы – нереализуемая фантазия: на “Укртрансгаз” положила глаз команда Петра Порошенко, которая уже начала предпринимать первые шаги по нейтрализации конкурентов.
С первых страниц прессы “Укртрансгаз” не сходит с осени прошлого года, когда, собственно, и был пущен процесс его переподчинения. Тогда глава Минэкономики Степан Кубив подписал приказ о выводе транспортной компании из сферы управления НАК “Нафтогаз Украины”, в результате чего она оказалась в прямом подчинении министерства.
В общем, так получилось, что с тех пор одним из главных пунктов на повестке дня Андрея Коболева стала задача отыграть ситуацию назад. На днях цель наконец-то была достигнута: в середине февраля независимый наблюдательный совет “Нафтогаза” поддержал инициативу Коболева об отстранении от должности главы “Укртрансгаза” Игоря Прокопива, который публично относит себя к команде “Народного фронта” Арсения Яценюка.
Формальный повод для этого решения – результаты внутреннего аудита “Укртрансгаза”. “При проверке счетов были обнаружены нарушения. После этого НАК провела расследования внешнего аудитора и органом внутреннего аудита “Нафтогаза”, в результате которых появились доказательства ненадлежащего управления в сфере закупок. В связи с этим “Нафтогаз” принял решение отстранить Прокопива”, – говорилось в официальном сообщении НАК. Реальная причина была проще: Игорь Прокопив был одним из тех, кто поддержал упомянутую инициативу Кубива о выводе “Укртрансгаза” из орбиты “Нафтогаза”, тем самым став на сторону оппонентов Коболева.
В контексте сложившейся расстановки отстранение Прокопива выглядит как однозначная победа СЕО НАКа. На волне этого успеха Андрею Владимировичу логично переключиться на взятие новой высоты: назначение нового главы “Укртрансгаза”. Но тут все, мягко говоря, не просто. С одной стороны, потому что сейчас эта компания вплотную подошла к этапу реформирования, подразумевающего, что вскоре функции по управлению ГТС перейдут от “Укртрансгаза” к недавно созданному госпредприятию “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ). При этом руководитель последнего будет определяться на открытом конкурсе.
С другой стороны, уже известно, что МГУ не станет полноценным правопреемником “Укртрансгаза” до тех пор, пока не закончится судебное противостояние в стокгольмском арбитраже между “Нафтогазом” и российским “Газпромом”. В лучшем случае – это август-сентябрь текущего года. Это означает, что все это время, то есть, ближайшие полгода, рулить “Укртрансгазом” будет его первый вице-президент Мирослав Химко, который уже сейчас назначен и. о. президента ПАО.
Несмотря на то, что последние два года Химко работал в прямом подчинении Прокопива, он не относится к команде последнего – на рынке Мирослав Петрович слывет как самодостаточная фигура. Но в контексте отношений с Андреем Коболевым эта самодостаточность равнозначна неуправляемости.
“Химко не будет вступать в прямое противостояние с Коболевым, но и слепо исполнять его приказы тоже не будет: “Нафтогазу” нужно готовиться к тому, что “Укртрансгаз” будет выстраивать с ним исключительно бюрократические отношения. Любая возможность не исполнять спускаемые задачи, не нарушая при этом нормативку, будет использоваться”, – такое мнение выразил один из сотрудников группы “Нафтогаза”.
Что означает сложившийся расклад? Все просто: под управлением Мирослава Химко “Укртрансгаз” будет также далек от “Нафтогаза”, как и при Игоре Прокопиве. Разница между этими случаями только в том, что сейчас пост главы оператора ГТС стал вакантным, а значит, команда Андрея Коболева формально на шаг ближе к цели занять это кресло своей кандидатурой.
В этом предложении слово “формально” – ключевое. Потому что у команды “Нафтогаза” есть минимум один серьезный конкурент по этой цели: группа Петра Порошенко. Там уже давно перестали скрывать свой интерес к “Укртрансгазу”, настаивая на необходимости его подчинения Министерству энергетики во главе с представителем команды БПП Игорем Насаликом. У Коболева эти предложения вызывают неприкрытое раздражение, но пойти в открытую рубку с оппонентами по этому поводу он вряд ли согласится. По версии оптимистов – из-за привычки решать проблемы кулуарно. Но версия циников интереснее: недавно ГПУ начало проверку адекватности цены, по которой “Нафтогаз” импортирует ресурс из Европы. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)