Рынок все более скептически относится к сделке ОПЕК и стран вне картеля по сокращению добычи нефти. Участники соглашения придерживаются его, но цены на нефть продолжают снижаться, поскольку бурение в США растет, а рекордные запасы нефти не сокращаются.
Кувейт и Иран уже начали поддерживать цены словесными интервенциями, предлагая продлить сокращение добычи на второе полугодие.
Страны ОПЕК, присоединившиеся к соглашению по сокращению добычи нефти, выполняют его более чем на 100%, следует из мартовского отчета организации. Лидер картеля Саудовская Аравия дополнительно сократила добычу в феврале на 68 тыс. баррелей в сутки (б/с) по сравнению с январем, в целом добыча ОПЕК по сравнению с январем снизилась на 139,5 тыс. б/с. Относительно октября 2016 г., от которого рассчитывается уровень сокращения добычи, страны ОПЕК (включая не присоединившихся к сделке Иран, Ливию и Нигерию) сократили добычу на 1,285 млн. б/с, что больше обещанного на 1,2 млн. б/с. Выполнению сделки способствовал и низкий уровень добычи в Ливии и Нигерии. В целом ОПЕК выполняет обещания значительно лучше, чем ожидал рынок прошлой осенью. Россия, по данным Reuters, к середине марта снизила производство на 179 тыс. б/с, что примерно соответствует обязательствам.
Но цены на нефть отреагировали на публикацию отчета ОПЕК парадоксальным снижением: стоимость барреля Brent продолжила начавшееся 8 марта падение и с уровня в $56 вплотную приблизилась к $50 – впервые с декабря 2016 г. Поводом мог послужить прогноз роста добычи нефти вне ОПЕК (в том числе сланцевой) на 2017 г., который в отчете повышен до 300 тыс. б/с. При этом запасы нефти в странах ОЭСР фактически не изменились по сравнению с концом 2016 г. А именно сокращение избыточных запасов было объявлено главной целью сделки ОПЕК и стран вне ОПЕК.
Собеседники “Ъ” расходятся во мнениях, является ли текущее снижение цен доказательством того, что рынок еще далек от баланса, либо просто техническим отскоком после быстрого роста цен в последние месяцы. “Халид аль-Фатих (министр нефти Саудовской Аравии) довольно резко предупредил сланцевиков в начале марта в Хьюстоне, что не стоит резко наращивать бурение”,- говорит один из источников “Ъ”. По его мнению, резкий рост бурения в США очевидно демонстрирует, что себестоимость добычи сланцевой нефти ниже $55/баррель, и балансирование рынка должно проходить при более низкой цене. В то же время сейчас на НПЗ в США и Европе идут профилактические работы, что негативно влияет на потребление и может объяснять стабильность запасов.
“Перепалка в Хьюстоне повлияла на цены”,- согласен аналитик крупного западного инвестбанка. Но, по его мнению, было открыто огромное количество длинных позиций по фьючерсам на нефть и ситуация нуждалась в коррекции. По оценкам Sberbank Investment Research, еще две недели назад соотношение длинных и коротких позиций по нефтяным фьючерсам на ICE и NYMEX составляло рекордные 10,3 к 1. Кроме того, по мнению источника “Ъ”, сезонный фактор, который сдерживает сокращение запасов – ремонты на НПЗ и низкий спрос на топливо зимой в Северном полушарии,- будет нивелирован в ближайшие месяцы. Это позволит более корректно понять реальное влияние сокращения добычи на рынок.
“Рынок видит резкий рост бурения в США, и инвесторов беспокоит, что будет во втором полугодии, после завершения сделки производителей нефти, не вернемся ли мы снова к ценовой войне”, – полагает Андрей Полищук из Райффайзенбанка. По его мнению, не исключено, что нефтедобывающие страны в такой ситуации решат продлить сделку. Словесные интервенции в этом направлении уже начались. 13 марта министр нефти Кувейта Иссам аль-Марзук первым из высокопоставленных чиновников стран ОПЕК отметил, что считает правильным продлить сделку по сокращению добычи после 1 июля. А министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане 14 февраля заявил, что Тегеран в случае такого продления обязуется не наращивать добычу и заморозить ее на текущем уровне в 3,8 млн. б/с. (Юрий Барсуков, Коммерсант/Энергетика Украины и мира)