Цены на моторное топливо в Беларуси изменяются вслед за конъюнктурой рынка. Об этом заявила пресс-секретарь концерна “Белнефтехим” Марина Костюченко, комментируя по просьбе «БЕЛТА» недавнее увеличение цен на моторное топливо на 1 коп.
По словам пресс-секретаря, за последнее время конъюнктура нефтяного рынка значительно ухудшилась. Постепенно сокращается соотношение котировок нефти и экспортной корзины нефтепродуктов, что отрицательно влияет на эффективность нефтепереработки.
В России с 2015 г. в нефтяной сфере реализуется “налоговый маневр”, который приближает цену на нефть для Беларуси к мировой. С января 2015 г. до марта 2017 г. цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов выросла на 75%.
Марина Костюченко обратила внимание, что по всем существующим экономическим законам увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта. В то же время в Беларуси цены на автомобильное топливо не менялись более двух лет. За этот период в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%.
В январе 2015 г. 1 литр автобензина АИ-95 стоил $0,83, в марте 2017 г. – $0,62. Цена 1 литра дизельного топлива снизилась за этот период с $0,86 до $0,64. Цены, сформированные в начале 2015 г., были рентабельны для производителя при цене нефти около $45/баррель и курсе белорусского рубля Br1,4 за $1.
“Что происходит сейчас? Цена нефти выросла до $52/баррель, курс доллара США составляет Br1,9, увеличились в 1,5 раза акцизы, а новый этап “налогового маневра” на $23,7 ухудшает эффективность нефтеперерабатывающих заводов на каждой те сырья”, – отметила Марина Костюченко.
В результате действия всех этих факторов, то есть влияния конъюнктуры рынка, рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной.
При этом в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС уже превысили уровень белорусских (в Москве – на 6%, в Смоленске – на 2%).
В Украине цена на дизельное топливо выше, чем в Беларуси, на 27%, на бензин АИ-95 – на 46%. В Литве, Латвии, Польше ДТ дороже белорусского на 75%, бензин АИ-95-К5 – на 85-97%. “Активная модернизация НПЗ позволила Беларуси первой среди стран СНГ перейти на выпуск моторных топлив самого высокого уровня качества, снизить нагрузку на экологию и уровень производственных затрат. А значит – дать автолюбителям качественное и недорогое автомобильное топливо, – напомнила Марина Костюченко. – Чтобы белорусский потребитель и далее получал продукт самого высокого класса и по умеренной цене, необходимо дальнейшее развитие НПЗ – усовершенствование производства, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента и повышение качества продукции до требований перспективных мировых стандартов качества”.
Только в 2017 г. на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки необходимо направить более $400 млн. “НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат. Но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами. Поэтому повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ. Следует понимать, что резкого роста не произойдет, изменение цен будет поэтапным и постепенным”, – резюмировала Марина Костюченко. (БЕЛТА/Энергетика Украины и мира)