Компания «ДТЭК» потеряла контроль над своими угледобывающими активами в ОРДЛО – менеджмент так называемых “ДНР-ЛНР” зашел на шахты компании и потребовал их перерегистрации под юрисдикцию “республик” и уплаты налогов сепаратистов. Под “национализацию” попали шахты “ДТЭК Комсомолец Донбасса”, “ДТЭК Свердловантрацит” и “ДТЭК Ровенькиантрацит”.
И в тот же вечер президент Петр Порошенко заявил, о прекращении транспортного сообщения с “республиками” до тех пор, пока ОРДЛО не проведет ре-“национализацию” предприятий обратно и пока не станет выполнять пункты 1 и 2 Минских соглашений. Поскольку выполнения этих требований руководством “республик” маловероятно (указанные пункты “Минска” предполагают прекращение обстрелов и отвод тяжелых вооружений), то никакой торговли с “той” стороной, в том числе и углем, похоже уже не будет.
Поэтому вопрос о том, где взять уголь для теплоэнергетики на будущий отопительный сезон, встал во всей своей остроте? Час “Ч” для нынешнего правительства наступит 15 октября – к этой дате ему необходимо будет отчитаться о накопленных на зиму запасах угля.
Правительство уже успело заявить, что проблема со снабжением ТЭС антрацитом уже стоит не столько остро, как раньше. По словам министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, если в 2016 г. Украине нужно было 9,5 млн. т антрацита, то уже в этом году можно обойтись уже гораздо меньшим объемом – 4,2 млн. т. Премьер-министр Владимир Гройсман еще месяц назад пояснил, откуда возьмется такое резкое снижение потребности в антраците с оккупированных территорий. Оказывается, только за счет реконструкции одного блока Трипольской ТЭС в Киевской области, который будет переведен на работу на газовые угли, позволит снизить потребление антрацита в целом по стране на 3 млн. т до 6 млн. т. И хотя правительство слегка путается в цифрах, остаток угля, которым нужно обеспечить украинские ТЭС, все равно остается значительным. Теперь этот недостающий объем необходимо будет завозить.
О возможности отказаться от поставок угля из ОРДЛО за счет импорта правительство говорило еще в сентябре прошлого года – аккурат перед началом отопительного сезона. Государственная компания “Центрэнерго” и Министерство энергетики еще в феврале 2016 г. обсуждали возможность закупки угля в Австралии, однако никаких больших контрактов подписано не было.
Теперь же ситуация стала более четкой – угля из ОРДЛО не будет с высокой долей вероятности. Есть ли у украинской энергетики возможность пережить следующий отопительный сезон без угля из оккупированного Донбасса? Вполне. Однако теперь действительно нужно закатать рукава и грузить уголь в Украину в поте лица. Госкомпания “Центрэнерго” уже сообщила, что планирует на протяжении года импортировать с мая этого по май следующего года через украинские порты 2,5 млн. т угля или почти половину своей потребности. Однако не случится ли как в прошлом году, когда дело дальше разговоров с Австралией дело так и не пошло?
Для аккумуляции средств на закупку более дорогого импортного угля в прошлом году была введена формула “Роттердам+”. Эта формула должна была обеспечивать тепловой генерации такой тариф на произведенную ею электроэнергию, что его должно было хватить на закупки импортного угля. Но в итоге тепловая генерация покупала уголь в ОРДЛО, который намного дешевле, поэтому такого роста тарифа для ТЭС, который вынудил бы увеличить тарифы для конечного потребителя, не произошло.
Если же переводить тепловую генерацию на импортный уголь, то электроэнергия “подскочит” в цене. Уже 19 марта председатель Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк сообщил, что вместо запланированного ранее снижения оптово-рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию на 5,8% с 1 апреля она будет повышена на 1%. При этом глава НКРЭКУ отметил, что повышение необходимо для стабильного обеспечения работы энергосистемы в условиях, когда вместо угля из ОРДО необходимо будет закупать импортный уголь. Он напомнил, что еще до заседания СНБО (3 марта) был утвержден баланс угля, согласно которому его импорт оценивался в 5,6 млн. т или в 26% от всех поставок до конца года. По данным Вовка, импортный уголь сейчас стоит $100/т.
ОРЦ непосредственно влияет на розничные тарифы на электроэнергию. Теперь более высокая цена на импортный уголь вызовет повышение тарифов для потребителей. И в первую очередь это повышение коснется населения, поскольку в остальном мире именно розничный покупатель, коим является население, платит самый высокий тариф. У нас же пока наоборот: тариф для населения составляет 0,75-1,4 грн./ч (без НДС), а для промышленности – 1,33-2,15 грн. (без НДС). Очередное повышение тарифа потребует увеличения субсидирования населения, в противном случае это вызовет очередную волну недовольства избирателей.
“Угольный” резерв можно изыскать также за счет других источников. Например, за счет электроэнергии, которая продается на экспорт. Ранее три блока Бурштынской ТЭЦ уже были переключены с поставок за рубеж на украинскую энергосистему, однако часть блоков все еще работает на экспорт. По подсчетам экс-члена Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Андрея Геруса, Украина экспортирует угля и электроэнергии в угольном эквиваленте около 2 млн. т угля. Однако отказ от экспорта грозит потерей валютной выручки, с которой на фоне “национализации” металлургических предприятий в ОРДЛО, будет не густо.
Большой запас по экономии топлива таится в теплокоммунэнерго, которые из-за своего возраста часто отапливают воздух. По данным Минрегионбуда, 60% котелен уже отработали свой срок, а остальные – используют устаревшие котлы, что вкупе с 40% аварийных теплопунктов и 16% теплосетей дает значительный перерасход топлива на отопление. По подсчетам Минрегион министерства, потенциал экономии в стоимости услуг по теплоснабжению и поставке горячей воды составляет 60%. Однако есть одно большое “НО” – планы по массовой модернизации ТКЭ только разрабатываются, и будут реализованы только через несколько лет.
Еще один резерв угля можно было бы изыскать за счет снижения потребления электроэнергии и тепла населением. Например, проведение комплексной модернизации “хрущевки” позволяет сократить потребление тепловой энергии вдвое. В масштабах Украины – это огромный потенциал, однако для того, чтобы это заработало, необходимо финансировать программу на государственном уровне. Население в этом вопросе еще слишком не организовано, и, кроме этого, энергомодернизация жилья весьма затратна. Поэтому такой процесс необходимо стимулировать за счет различных “бонусов”, таких как погашение части процентов по кредитам на энергомодернизацию из бюджета. Однако это снова нас приводит на то же место, с которого стартовали – за любое решение проблемы заплатят налогоплательщики. Если не напрямую, то опосредованно. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)