За законопроект о новых принципах функционирования рынка электроэнергии, разработанный Кабинетом министров, проголосовали 277 депутатов Верховной Рады, что свидетельствует о довольно сильной поддержке парламентом еще одной реформы – на этот раз в энергосекторе.
Закон вводит новые правила игры на рынке электроэнергии. В результате его реализации появятся двусторонние договоры между производителем и потребителем, будет основан рынок “на сутки вперед”, внутрисуточный рынок, балансирующий рынок, рынок дополнительных услуг.
Но все это непонятно рядовому потребителю, для которого знания о рынке электроэнергии заканчивается на электросчетчике и квитанциях на оплату потребленного объема электричества.
Однако рядового потребителя также ждут изменения, которые он увидит, но только через три года, после того как будут приняты все необходимые для реализации закона подзаконные акты.
По словам директора Центра исследования энергетики Александра Харченко, главное новшество, которое ожидает потребителя – появление конкурентных предложений о продаже ему электроэнергии с различными форматами.
Это можно сравнить с пакетами услуги мобильной связи, где каждый может выбрать себе тот пакет, который ему более удобен и обойдется дешевле
Например, если потребитель заинтересован в самой дешевой электроэнергии, то он выберет пакет, при котором он будет получать ее вдоволь в ночные часы, однако в периоды пикового потребления (утром и вечером) она будет дорогая. Если же потребитель имеет деньги и не захочет заморачиваться с подсчетами, он сможет просто пополнить карту деньгами и будет пользоваться электроэнергией когда захочет, пока деньги на карте не закончатся. Поборники экологии смогут выбрать пакет с условным названием “чистая энергия” и будут платить за использование якобы электроэнергии, произведенной солнечными и ветровыми электростанциями. Правда, ее цена будет значительно выше, чем электроэнергия из традиционных атомных или тепловых электростанций, но они смогут похвастаться, что из собственного кармана стимулируют производство экологически чистой энергии.
Энергетическое законодательство Европы, под которое подстраивается и законодательство, регулирующее рынок украинской энергии, требует разделить функции транспортировки электроэнергии и ее продажи. Это то же, что недавно наделало шуму при введении так называемой абонплаты за газ, т. е. за подключение к газовым сетям. По идее такой же формат оплаты – отдельно за саму электроэнергию и отдельно – за ее транспортировку (т. е. за подключение к энергосети) – должен быть введен и в энергетике.
Однако Александр Харченко отметил, что это еще не решено, поскольку будет регламентироваться документами, которые еще не приняты. По его убеждению, в таком виде, как Национальная комиссия ввела абонплату за газ, вводить плату за услугу по транспортировке электроэнергии нельзя.
Вполне возможно, что тариф на транспортировку электроэнергии останется “зашит” в общую цену электроэнергии, как это делается сейчас
И в этом есть определенный резон, поскольку украинцы потребляют очень много электроэнергии, и эти объемы необходимо снижать. А если оставить фиксированную плату, это не будет стимулировать снижение потребления: зачем экономить, если я все равно каждый месяц должен заплатить определенную сумму в качестве абонплаты.
И, наверняка, многих украинцев сейчас волнует вопрос о том, приведет ли принятие нового закона к повышению тарифов на электроэнергию. Закон напрямую не предусматривает повышение тарифов для населения. Но они все равно вырастут. И дело тут не в самом законе, а в том, как сейчас распределяется плата за электроэнергию между промышленностью и населением. Рядовые украинцы получают электроэнергию по льготным тарифам, которые ниже рыночной цены, но эти льготы ложатся на плечи промышленности – для нее в результате тарифы выше. Это называется перекрестным субсидированием и только в прошлом году промышленность просубсидировала дешевые тарифы для населения на 42 млрд. грн.
В будущем тарифы и для населения, и для промышленности должны стать рыночными – каждый должен платить справедливую, рыночную цену за электроэнергию. А согласно этому принципу продажа электроэнергии в розницу (т. е. населению) обходится дороже, чем оптовая продажа промышленным предприятиям, потребляющим большие объемы.
Вследствие установления справедливых тарифов они для населения могут вырасти на 30-35%, а для промышленности – снизиться на 18-20%. Однако эти оценки – приблизительные, поскольку при сегодняшней модели рынка мы имеем непрозрачное тарифообразование как для промышленности, так и для частного потребителя, что приводит к возникновению историй, аналогичных “Роттердам+”, когда монополисты получают необоснованные прибыли.
Однако установление справедливых тарифов несет простым украинцам большой плюс – хотя цены на электроэнергию для них вырастут, но за счет удешевления ее для промышленности подешевеют товары и услуги. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)