Больше половины срока действия глобального нефтяного пакта позади, но его эффективность в борьбе с перенасыщением рынка по-прежнему вызывает вопросы, заставляя задуматься о том, что сделка ОПЕК+ помогла только поднять цены, но не снизить мировые запасы сырья.
Аналитики говорят, что уже видят признаки того, что как минимум часть запасов, уровень которых является ключевым для определения состояния рынка, начинает снижаться.
Но подсчитать уровень запасов нефти за пределами США тяжело, так как многие страны не публикуют конкретные цифры. Данные отгрузок, в свою очередь, указывают на сохраняющийся избыток, а фьючерсы на нефть заставляют инвесторов терять оптимизм относительно восстановления баланса на рынках.
Нефтеэкспортный картель ОПЕК и одиннадцать не входящих в клуб государств, включая Россию, в декабре 2016 г. договорились снизить производство сырья в течение первого полугодия суммарно на 1,8 млн. баррелей в сутки.
Но поставки нефти только растут. По данным системы слежения за судами в терминале «Рейтер», в апреле мировые поставки нефти составят рекордные 47,8 млн. баррелей в сутки, что на 5,8% выше по сравнению с уровнем декабря, до вступления в силу глобального пакта. Эти данные отражают танкерные поставки и не учитывают транспортировку нефти по трубопроводам.
Рост поставок отчасти объясняется увеличением экспорта из стран, не участвующих в сделке ОПЕК+, прежде всего из США.
“ОПЕК больше похож на фокусника, приковывающего внимание зрителей к своим рукам (уровню добычи), хотя сам трюк не в них (поставки из стран вне ОПЕК)”, – сказал Карстен Фритч Commerzbank.
По данным Управления энергетической информации (EIA), добыча нефти в США увеличилась почти на 10% с середины 2016 г. до 9,25 млн. баррелей в сутки, благодаря чему они стали третьим по величине производителем сырья после России и Саудовской Аравии.
Фьючерсы на нефть также заставляют усомниться в выравнивании баланса на рынках. В начале года фьючерсная кривая североморской смеси Brent вышла из контанго в бэквордацию – когда цены на нефть с немедленной поставкой выше котировок по фьючерсным контрактам, – указав на восстановление баланса. Но с тех пор все резко изменилось.
Для того чтобы иметь четкое представление об уровне перенасыщения нефтяных рынков, нужно смотреть на объем запасов, но это не так просто. Запасы сырья в США остаются высокими, но картина в других странах неясная, потому что доподлинно подсчитать объем хранящейся там нефти очень сложно.
Есть некоторые признаки того, что запасы нефти в странах, где их проблематично подсчитать, снижаются. Так, запасы нефти в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), как и в плавучих хранилищах сократились в первом квартале, сообщило IEA.
Но данные IEA об уровне запасов нефти в 35 странах-членах ОЭСР менее оптимистичные. Несмотря на снижение в марте на 17,2 млн. баррелей, в общем – с момента вступления в силу пакта ОПЕК+ – запасы нефти в странах ОЭСР выросли 38,5 млн. баррелей.
“Если запасы продолжают уверенно расти, значит, избыток сохраняется”, – сказал Джейми Уэбстер из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.
“ОПЕК не стоит хвастаться высокой приверженностью (пакту). Это то, о чем они договорились, но не результат (от сделки)”.
Какая-то часть объема мировых поставок может быть нефтью из стран ОПЕК, стремящихся удовлетворить потребности клиентов, несмотря на сокращение добычи. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал 20 апреля в интервью газете “Аль-Хаят”, что сохраняющиеся чрезмерные поставки могут быть отчасти связаны с тем, что трейдеры реализуют объемы, хранящиеся в морских танкерах.
Присоединившаяся к пакту Россия в 2017 г. также продолжает наращивать экспорт нефти, и рост отгрузок Urals имеет все шансы сохраниться на протяжении действия пакта о заморозке – до лета.
Миллионы баррелей нефти из Нигерии, хранящейся в Салданье-Бей, ЮАР, были реализованы за последние недели, партии еще большим объемом будут отгружены в мае.
Что касается Азии – наиболее быстро развивающегося рынка энергоносителей, – то многие страны, включая Китай, считают данные о запасах нефти стратегически важными и не раскрывают их. Прояснить ситуацию помогает число судозаходов в Сингапур, который является ключевым портом для практически всех танкеров из Европы и Ближнего Востока в юго-восточную Азию.
В этом году объемы хранящейся у берегов Сингапура нефти заметно сократились, но некоторые предостерегли, что поставки из США и Латинской Америки быстро компенсируют это снижение. (Reuters/Энергетика Украины и мира)