В апреле МВФ перечислил Украине четвертый транш в рамках четырехлетней (2015-2019 гг.) кредитной программы, несмотря на то, что официальный Киев выполнил только пять из 14 условий по проведению структурных изменений после пересмотра программы реформ.
По мнению шведского экономиста Андреса Аслунда причиной такого решения Фонда стало то, “что Украина выполнила макроэкономические условия, в частности сбалансировала бюджет. А это самое главное. Ожидалось, что у Украины будет дефицит бюджета на уровне 3,7% от ВВП, но он остановился на 2,3%…
Инфляция была несколько меньше, чем требовалось, хотя иностранный дефицит – несколько больше. А обменный курс стабилизировался в жестких внешних условиях”. Тем не менее, получение пятого транша зависит от того, будет ли Украина выполнять свои обязательства перед Фондом или нет. Обязательства эти зафиксированы в специальном Меморандуме, состоящем из нескольких частей. Мы уже писали в отдельных статьях об обязательствах в банковской сфере и в сфере бюджетной политики. В этом тексте разберем обязательства в энергетическом секторе – сухие факты сопровождаются авторским комментарием.
Анализ содержания раздела “Политика в энергетическом секторе” свидетельствует о стратегическом значении тренда по реформированию отечественной энергетики. Можно только сожалеть, что стимулирование ускорения реформ в Украине осуществляется по линии получение/неполучение очередного транша МВФ. Что же надо сделать в энергетике в ближнесрочной перспективе, чтобы стране снова дали очередной миллиард и кто за это будет расплачиваться?
Правительство Украины утверждает в Меморандуме, что продолжит свои усилия по повышению адресности социальной помощи, усилит стимулирование домохозяйств к бережливости и продолжит осуществлять расходы в пределах бюджетных лимитов. Фактически это означает сокращение социальных норм потребления энергоносителей и тепла. Вдобавок – отмена рассрочки по уплате за коммунальные услуги, которая была введена в прошлом году.
По европейским стандартам, украинцы находятся за чертой энергетической бедности. Плата за коммунальные услуги достигает 30% семейного бюджета. При этом, по данным Минрегиона Украины, удельное энергопотребление в многоквартирных домах нашей страны на 90% больше, чем в Европе. Степень оснащения этих домов приборами учета тепла на первое марта 2017 г. составляет 68,5%. Следовательно, сокращение норм социального потребления не может принести соответствующий экономический эффект, а значит не является средством в достижении целей, поставленных в указанном документе.
Выгодополучателем подобных действий может быть только один игрок рынка – государство. Особенно, если учитывать возможное повышение цен на газ осенью 2017 г.
В Меморандуме сообщается, что для удержания тарифов на уровне полного возмещения стоимости были пересмотрены Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа. Это делается для “обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа” (Постановление Кабинета министров №758).
Предлагается ввести временный механизм автоматического корректирования розничных тарифов на газ и отопление на полугодовой основе в случае, если тарифы отклоняются на 10% или более от уровня полного покрытия себестоимости (на основе паритета с ценами импорта). Временный механизм корректировки будет действовать до тех пор, пока тарифы не будут полностью либерализованы.
Попробуем перевести этот бюрократический пассаж на язык, понятный каждому потребителю энергоносителей в стране.
Украина закупала импортный газ по средней цене 6,7 тыс. грн. ($248) за 1 тыс. куб. м в марте 2017 г. по данным Минэкономразвития. В середине февраля 2017 г. коммерческий директор “Нафтогаза” Юрий Витренко анонсировал очередное повышение цен на газ в случае, “если не будет продлено государственное регулирование цен для нужд населения, так называемые специальные обязательства, то, исходя из текущих цен на газ на европейских рынках… можно ожидать, что цены на газ для нужд населения вырастут на 40%”. Далее он подчеркнул, что если госрегулирование продолжат, то тогда повышение цен возможно удастся отложить до октября. В ответ на подобный “антисоциальный” выпад премьер-министр Владимир Гройсман заявил: “Я не допущу никакого повышения тарифов на газ для нужд населения. А те, кто заявляют о возможном росте цен на 40%, должны либо ответственно работать, или писать заявление на увольнение”. Но уже в начале марта премьер подписал Меморандум о сотрудничестве с МВФ, в котором правительство обязалось довести стоимость газа для населения до уровня полного покрытия себестоимости (на основе паритета с ценами импорта).
Еще одним условием либерализации цен газ является решение Стокгольмского арбитража по спору “Нафтогаза” с “Газпромом”. По информации “Нафтогаза”, если к первому октября 2017 г. не будет позитивного решения в арбитраже, то повышение оптовых цен на газ для нужд населения составит как минимум 47%.
Получается, что для получения очередного транша МВФ необходимо либерализовать тарифы на газ для потребностей населения до 9-10 тыс. грн./куб. м. При этом автоматически вырастет стоимость тепла и будет введена абонплата за газ и отопление.
Прошлогодняя либерализация цен на газ принесла Украине повышение тарифов на все виды услуг ЖКХ: электроэнергия подорожала в 1,6 раза, холодная вода и газ – в 1,42, горячая вода – в 1,82, отопление – почти в 1,9 раза. В результате долги за газ предприятий ТКЭ, ТЭЦ в течение последних месяцев стабильно составляют 30-35 млрд. грн., а задолженность населения за коммунальные услуги за 2016 г. выросла в два раза по данным Госстата.
Политика субсидирования государством коммунальных затрат малоимущих слоев населения превратилась в серьезное препятствие на пути формирования полноценного рынка энергоносителей в стране.
Монетизация субсидий, которая согласно Меморандума пускается в сентябре 2017 г., должна предоставить частным газотрейдерам возможность конкурировать с “Нафтогазом” в поставках газа. Механизм подобной монетизации отсутствует, на его создание, со слов министра соцполитики Андрея Ревы, уйдет три-четыре года. Кроме того, государству будет тяжело проконтролировать целевое использование монетизированных субсидий.
Либерализация цен на газ не приведет к одномоментному созданию рынков газа и коммунальных услуг. Формирование цивилизованных рыночных отношений – достаточно сложный и длительный процесс. Манипуляции таким важным рыночным инструментом, как цена на газ, особенно в условиях современной Украины, дестабилизирует реформы и создает условия для их торможения. Но и оставлять ситуацию как есть невозможно. Меморандум – зеркало экономических проблем. А на зеркало нечего пенять. (Валерий Щербина, историк, экономист, LB.ua/Энергетика Украины и мира)