Нефтяной аналитик Bloomberg Джулиан Ли о том, что, несмотря на все усилия ОПЕК, избыток сырья в мире сохраняется.
Нефтяной рынок медленно переходит от состояния перенасыщения к равновесию, так как ограничение добычи членами ОПЕК и 11 странами, примкнувшими в декабре к их соглашению, начинает влиять на мировые запасы нефти.
Так ли это? Не совсем. В реальности масштабной “ребалансировки” спроса и предложения еще не произошло, хотя Международное энергетическое агентство в своем последнем ежемесячном отчете указывает, что “рынок уже очень близок к балансу”.
Есть и более тревожный вопрос, ответы на который у МЭА и ОПЕК существенно различаются, – что дальше? Ребалансировка – это одно, но предполагалось, что вслед за сокращением добычи странами ОПЕК наступит период, когда спрос начнет опережать предложение и мировые запасы нефти сократятся.
И вот здесь начинается разнобой не только в цифрах МЭА и ОПЕК, но и в самих расчетах МЭА.
Конечно, объемы нефти, хранящейся в танкерах (а это самый дорогой способ хранения), упали. Сократились и запасы в коммерческих хранилищах в таких регионах, как Карибский бассейн и залив Салдана в Южной Африке. Запасы нефти в США упали за неделю, завершившуюся 7 апреля, почти на 2,2 млн. баррелей. Но радоваться рано – это было первое большое падение объема запасов в этом году. Запасы нефтепродуктов в США действительно резко снижаются, однако только динамика запасов средних дистиллятов, т. е. авиатоплива, керосина, дизельного топлива и т. п., отличается от типичной сезонной.
МЭА показывает, что в течение I квартала 2017 г. мировые запасы падают со скоростью 200 тыс. баррелей в день. Однако ее анализ наблюдаемых запасов предполагает, что за этот период “глобальные запасы могли незначительно вырасти”. Кроме того, есть ряд мест, где объем запасов подсчитать сложно.
Смущает? Еще бы!
ОПЕК, опубликовавшая свой ежемесячный отчет за день до МЭА, рисует гораздо менее оптимистичную картину. По ее оценке, в первые три месяца этого года мировые запасы нефти росли на 430 тыс. баррелей в день. По словам крупнейших нефтедобывающих стран, мир по-прежнему переполнен нефтью.
Ее избыток велик. МЭА считает, что за последние три года мировые запасы выросли на 986 млн. баррелей нефти. ОПЕК оценивает рост в 1,2 млрд. баррелей. Часть этого объема необходима для заполнения новых трубопроводов и обеспечения оперативных поставок на новые нефтеперерабатывающие заводы, но в основном эти запасы – следствие избытка предложения на рынке.
Прогноз на II квартал не ясен. МЭА ждет прогресса, так как спрос на нефть ОПЕК примерно на 1 млн. баррелей в день превышает объем добычи, что подразумевает сопоставимое сокращение запасов. Однако ОПЕК полагает, что предложение все еще будет превышать спрос, что приведет к росту запасов на 280 тыс. баррелей в день.
Обе организации согласны только в одном. Ситуация на рынке изменится во второй половине года. Если действие соглашения об ограничении добычи будет продлено, что весьма вероятно, это приведет к сокращению запасов в III квартале примерно на 1,2 млн. баррелей в день. Однако сохранение ограничений на добычу будет болезненным для производителей. Многие из них перенесли сроки планового ремонта инфраструктуры, предполагающего временное прекращение добычи, чтобы достичь целей, предусмотренных соглашением. Повторить этот трюк в конце года они не смогут. (Подготовила Лиза Добкина, insider.pro/Энергетика Украины и мира)