Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.

Центральный бак

Для надежной работы атомной энергетики необходимы не только бесперебойные поставки ядерного топлива. Не менее важны и технологические механизмы поведения с отработанными радиоактивными элементами. Без этого звена цепочка обрывается. Поэтому если Украина ставит себе за цель обрести энергетическую независимость от России, то следует не только искать альтернативного поставщика топливных сборок на Западе, но и позаботиться о том, что делать потом с радиоактивными отходами (РАО). В стране было пущено несколько проектов, чтобы решить эту проблему, но из-за нехватки финансирования все они уже выпали из первоначальных сроков. Первый – это создание централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Чернобыльской зоне. Второй, на который в апреле как раз и расщедрился Кабмин, – создание непосредственно при АЭС комплексов по переработке радиоактивных отходов.

Сегодня Украина более половины своего отработанного ядерного топлива вывозит в Россию на хранение и переработку, платя за это свыше $200 млн. ежегодно. Да еще и постоянно сталкивается с более жесткими условиями контрактов с российской стороны. К тому же, согласно условиям ранее подписанных контрактов, часть отходов после переработки россияне должны отправлять назад в Украину. Оттягивать этот момент до бесконечности невозможно. Новое чернобыльское хранилище позволит разрешить эту проблему. Только оно еще очень далеко от готовности.

Основным поставщиком оборудования для объекта уже выбрана американская компания Holtec, а ЕБРР и “Евроатом” вскладчину выделили Украине $600 млн. кредитов на его приобретение. Но общая стоимость первой очереди хранилища (пускового комплекса) – 4,76 млрд. грн. (в ценах на конец 2016 г.). И свою лепту инвестиций в проект национальной компании “Энергоатом” никак не удается наскрести. Из-за задержки в финансировании сроки пуска в эксплуатацию ЦХОЯТ постоянно сдвигаются. Теперь уже на 2019 г. И это еще весьма оптимистичный прогноз. Ободряет разве что факт, что эксплуатироваться данный объект сможет не меньше сотни лет.

Проектная мощность его первой очереди позволяет хранить более 3,6 тыс. отработанных топливных сборок эксплуатируемых в Украине реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-400. При выходе на полные мощности этот показатель увеличится примерно в 4,5 раза. Сегодня АЭС страны используют примерно 120 топливных сборок за год. Даже при некотором увеличении этой цифры запаса мощностей на будущем ЦХОЯТ на 100 лет вполне хватит.

Хранение радиоактивных отходов предусмотрено в инертной среде в специальных контейнерах Hi-Storm, конструкция которого является ноу-хау Holtec. Кроме того, отдельные контейнеры с высоким уровнем защиты предусмотрены для транспортировки радиоактивных отходов из атомных станций в Чернобыльскую зону. В конце марта компания “Укрбуд” начала строительство подъездной железнодорожной ветки к будущему хранилищу, которую планирует проложить ориентировочно за год. Правда, сегодня это все еще дорога в никуда. Пока “Энергоатом” только объявил тендер на проведение работ по обустройству строительной площадки под ЦХОЯТ.

Расфасовка на местах

А параллельно с этим Комплексной программой поведения с радиоактивными отходами, принятой “Энергоатомом” в 2013 г. и обновленной в прошлом, предусматривается существование на каждой из четырех действующих атомных станций страны собственного комплекса переработки твердых РАО. В случае их функционирования объемы отходов, передаваемых на централизованное хранение, можно существенно снизить (даже в 60 раз). При этом конечный продукт получается более безопасным как в хранении, так и в транспортировке.

Если быть точным, то на АЭС страны уже давно действует ряд установок по выпариванию жидких РАО и предварительной обработке низкоактивных твердых РАО. Но, во-первых, некоторые из них эксплуатируются 20-30 лет. Во-вторых, степень обеспеченности такими технологиями на разных станциях отличается: на Запорожской АЭС, например, освоено 5 таких технологических процессов, на Южно-Украинской – только 2. В-третьих, получаемое на выходе вещество не предусмотрено для транспортировки (на ту же площадку ЦХОЯТ), а может храниться только на месте. В-четвертых, глубина переработки РАО на существующем оборудовании довольно низкая, поэтому емкости с отработанным материалом уже занимают слишком много места на территории АЭС и превращаются в фактор, сдерживающий их развитие.

Допустим, на крупнейшей в Европе атомной электростанции – Запорожской – сегодня хранится около 9 тыс. куб. м низкоактивных РАО при граничной заполняемости существующего хранилища в 12 тыс. куб. м. Иными словами, на 75% его ресурс уже исчерпан. В прошлом году на 10 лет были продлены сроки эксплуатации двух первых энергоблоков на данной станции. В 2017 г. подобная процедура затронет блок №3, а в следующие 3 года – еще 2 энергоблока. Но сложность в том, что на Запорожской АЭС сегодня нет 10-летнего резерва для хранения РАО, производимых четырьмя “продленными” энергоблоками. Подобная же проблема, хоть и в менее острой форме, вырисовывается перед Хмельницкой АЭС. Там предстоит не только продление срока эксплуатации одного существующего энергоблока, но и строительство двух новых. И опять же актуальные мощности станции по хранению отходов на такое увеличение энергомощностей не рассчитаны.

Поэтому, чтобы атомные электростанции не остановились на протяжении нескольких следующих лет, правительству пришлось потрясти мошной. Смету на достройку комплекса по переработке твердых РАО на Запорожской АЭС увеличили в 2,2 раза – до 662 млн. грн. А строительство подобного объекта на Хмельницкой атомной станции оценили в 1,2 млрд грн. На ЗАЭС строительство ни шатко, ни валко ведется еще с 2008 г. Теперь перед “Энергоатомом” стоит задание завершить его до конца текущего года, чтобы в следующем начать эксплуатацию комплекса. Для его собрата на Хмельницкой АЭС сроки пуска более отдаленные. На выполнение всего объема работ предусмотрено 20 месяцев. Правда, источники финансирования ни по ЗАЭС, ни по ХАЭС в распоряжениях Кабмина не указаны.

Часть оборудования (на 168 млн. грн.) Запорожская АЭС уже получила в рамках программы Евросоюза TACIS. В частности, это массивная 28-тая печь для сжигания РАО (200 т твердых отходов и 70 т жидких в год), а также установка фрагментации (150 куб. м в год), суперпресс (100 т/год) и система мониторинга выбросов. Фактически украинской стороне осталось только смонтировать все эти машины в один комплект. Но и на это не хватает ресурсов. Другим станциям в этом плане будет еще сложнее, ведь для них технологических подарков от Евросоюза пока не предусмотрено.

По идее указанные затраты должны быть покрыты за счет государственного Фонда обращения с радиоактивными отходами, созданного еще в 2008 г. Он наполняется за счет экологического сбора, который взимается со всех субъектов хозяйствования, продуцирующих РАО. Таким образом, крупнейшим донором данного Фонда является компания “Энергоатом”, которая за 10 лет суммарно перечислила на его счета более 4 млрд. грн. Вместе с тем финансирование работ за счет средств Фонда не дотянуло и до 500 млн. грн. Разница, похоже, ушла на другие бюджетные нужды. Но в результате в стране возникло отставание с мощностями для хранения отработанного ядерного топлива, ликвидировать которое теперь приходится в авральном порядке. Не исключено, что выходом из провальной ситуации станет еще одна целевая накрутка к тарифу на электроэнергию, производимую АЭС. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий