Так называемые “ЛНР” и “ДНР” пытаются заработать на нелегальном вывозе энергетического ресурса.
Россия пытается наладить поставки угля с неподконтрольных территорий на внешние рынки. Об этом стало известно из комментария главы ДТЭК Максима Тимченко в интервью изданию «Экономическая правда».
По данным топ-менеджера украинского энергохолдинга, сегодня Россия экспортирует около 9 млн. т, и при этом сейчас ей прибавляется украинских 10 млн. т. “Условно, думаю, из АТО в Россию будет выезжать 200-300 тыс. т антрацита в месяц. Сейчас в Турции на рейде стоит корабль в ответ на наше письмо, которое мы отправили. То есть, мы отслеживаем покупателей этого угля и всех предупреждаем о том, что это нелегальный ресурс, – рассказывает Тимченко. – И сегодня один из потребителей остановил это судно для дополнительной проверки”.
В так называемом “ЛДНР” не однократно заявляли, что “решают вопрос” с вывозом угля. Так, например, в марте глава так называемого “ЛНР” Игорь Плотницкий, заявлял, что предприятия, которые находятся на неподконтрольной части Луганской области, начали поставки угля в Крым через Керченскую паромную переправу. И якобы между сторонами подписан контракт на два года.
Попытки продавать уголь с территорий, захваченных россиянами, вполне естественны. То ли местные пытаются заработать, то ли отдельные представители российских спецслужб ищут дополнительные источники дохода. Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики, убежден в бесперспективности таких попыток. “Во первых, для начала надо наладить стабильное производство: поднимать уголь тоже не просто. Во вторых: все более или менее приличные покупатели этот уголь брать не смогут. Он и в нормальной юридической ситуации большим спросом никогда не пользовался из-за низкого качества. А в придачу с юридическими проблемами…”, – подчеркивает Харченко.
Сомневается в стабильности таких поставок угля за границу и Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital: “Никто из уважающих себя компаний не захочет связываться с углем сомнительного происхождения, а значит цена на такой товар вряд ли будет оправдывать затраты на его производство и доставку”.
Поставки на внешние рынки угля с неконтролируемых территорий возможны только через Россию, то есть, российская сторона должна выдавать этот уголь за свой с соответствующими документами, считает Константин Ликарчук, управляющий партнер юрфирмы Kinstellar. Кроме морских портов в России углем из Донбасса паром мог также загрузиться и в аннексированном Крыму.
“И в первом и во втором случае товар, вывезенный из серой зоны без таможенного оформления, является контрабандой, за которую несет ответственность субъект ВЭД”, – говорит Игорь Чудовский, управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры». Юрист допускает, что если Украина утратит контроль за процессом, то непризнанные территории смогут частично самофинансироваться и в дальнейшем приобретать в мире заинтересованных лоббистов признание независимости “ЛНР” и “ДНР”.
По мнению специалистов, в данном случае Украине необходимо через международные суды в рамках международного права постараться влиять на страны, закрывающие глаза на санкции и разрешающие торговлю с оккупированым Донбассом и анексированным Крымом. Харченко считает, что Украина должна сосредоточиться на создании потенциальным “продавцам” максимального количества юридических и дипломатических проблем.
“В случае, если удастся это (нелегальный вывоз угля) доказать, то лучшего примера доказательств финансирования терроризма, которые Украина не смогла представить Международному суду правосудия ООН, и придумать сложно”, – говорит Ликарчук.
Правда, пока что, рассказывает Чудовский, ни ООН, ни Международная морская ассоциация не имеют механизмов заставить как правительства стран мира, так и отдельных судовладельцев подчиниться своим решениям, а имеет право лишь давать рекомендации. (Андрей Леденев, Новое время/Энергетика Украины и мира)