Закон Украины “О рынке электрической энергии” вступил в силу 11 июня 2017 г. Новая модель рынка электроэнергии предусматривает, что двусторонние договоры, рынок “на сутки вперед”, внутрисуточный рынок, а также балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг – все вместе начинают действовать с 1 июля 2019 г. Подготовительный период составляет два года и 20 дней. Но и в законе, и в сроках его применения немало нюансов.
Почти два года понадобились для того, чтобы разработать и принять новый Закон Украины “О рынке электрической энергии”. И еще почти два месяца пришлось ждать его подписания президентом.
Это вторая попытка на законодательном уровне изменить условия картельной сделки между производителями и поставщиками существующего рынка электроэнергии.
Некоторые, правда, могут грустить по так называемому пулу, т.е. оптовому рынку, в котором все производители продают электрическую энергию единому оптовому покупателю, а все поставщики покупают ее по одинаковой “усредненной” цене. Напомню тем, кто любит ссылаться на британский опыт создания энергорынка. Да, там (и не только в Великобритании) была предложена модель соглашения между производителями, по которому они договаривались, как и в каком ценовом порядке могут продавать электрическую энергию и, что самое главное, как в этот пул смогут зайти новые производители.
Британский пул был рассчитан больше на привлечение инвестиций в генерацию, чем на снижение цен для поставщика.
Попытка британского регуляторного органа Ofgem ограничить рост цен для потребителей привела к искажению ценовых сигналов для производителей и новых инвесторов, что со временем и побудило изменить рыночную модель.
У британцев, к слову, в 2002 г. появился сосед, новый пул Nord Pool Spot AS – одна из первых европейских бирж электрической энергии, технические и технологические возможности которой доказали, что электрическая энергия стала товаром, который по
своим свойствам может продаваться и покупаться в одной стране, а физически поставляться совсем в другой. А в
2010-м британский N2EX (рынок “на сутки вперед”) уже объединился с Nord Pool Spot AS.
К чему веду? С тех пор, как электрическая энергия стала товаром, причем стопроцентно ликвидным товаром, способы ее продажи менялись параллельно с развитием технологий не только в самой энергетике, но и вокруг нее. Но не в Украине. Определившись в 1997 г. с терминологией, но называя электрическую энергию “товарной продукцией”, за 20 лет существования так называемого пула торговать, т.е. конкурировать и соревноваться за лучшую цену или за лучший сервис его участники в большинстве своем так и не научились. Но время прошло…
Как нам организовать энергорынок
Как будут организованы покупка, продажа, поставки, передача или распределение электрической энергии, в деталях знают пока немногие специалисты. Но в принципе ничего слишком сложного в новой модели энергорынка нет.
Большинство европейских стран работают именно по такой схеме (модели): одну часть электрической энергии производители продают непосредственно поставщикам на долгосрочной основе, вторую – на рынке “на сутки вперед”, что очень напоминает биржевую торговлю, а для составления баланса между заявленной электроэнергией (проданной или купленной) и фактическим ее отпуском или потреблением докупают или продают излишки на балансирующем рынке.
Сейчас появляются “страшилки” о том, что дешевую электроэнергию, производимую на АЭС, скупят все олигархи, а населению останется дорогая (тепловая) электроэнергия, генерируемая ТЭС. Никогда не слышала, чтобы тот, кто может продать немного дороже, будет продавать дешевле, или те, кто продает сейчас дорого, продолжат держать цену, если на рынке будет более дешевый товар.
Но это пока теория, предварительные расчеты и прогнозы. До настоящей конкуренции в сегменте производства электрической энергии еще далеко. Скорее всего, конкуренция появится тогда, когда у участников рынка будет возможность также (не удивляйтесь) покупать электроэнергию непосредственно у иностранного производителя. За границей начали рыночные преобразования в электрической энергетике значительно раньше, чем в Украине, объединили рынки европейских стран и в результате конкуренции получили значительное снижение цен. А у потребителя появилась возможность выбирать поставщика не только по самой привлекательной цене, но и по качеству и пакетам поставки.
Итак, напомню: Закон Украины “О рынке электрической энергии” вступил в силу 11 июня 2017 г. Новая модель рынка электроэнергии предусматривает, что двусторонние договоры, рынок “на сутки вперед” и внутрисуточный рынок, а также балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг – все вместе начинают действовать с 1 июля 2019 г. То есть подготовительный период составляет два года и 20 дней.
Регулятору (НКРЭКУ) к дате начала действия новой модели рынка электрической энергии нужно обеспечить отсутствие перекрестного субсидирования между разными категориями потребителей.
Хотя так называемый переходный период, когда не все участники рынка будут работать по рыночным условиям (прежде всего это касается “зеленой” энергетики), продлится на год больше – до 1 июля 2020 г., а производители из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в целом будут получать свой тариф до 2030 г. Но постепенно к ним будут предъявлять требования балансировать в рынке так же, как и к другим.
Если вспомнить, что на 2019 г. приходятся очередные выборы президента Украины, а затем и парламента, то интересно, станет ли такое событие, как открытие нового рынка электроэнергии, весомым вкладом в корзине достижений кандидатов, или же все-таки попытаются отсрочить начало новой энергетической эры?
Почему так сложно с энергорынком
Недавно при обсуждении проблем нового энергорынка экс-комиссионер (экс-председатель наблюдательного совета НАК “Нафтогаз Украины” и экс-заместитель главы МЭРТ), глава офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины Юлия Ковалив сказала: “Энергетика – это сектор крупных компаний, крупных игроков и крупных денег”.
Но есть еще несколько тыс. людей и компаний, производящих (и потребляющих) электрическую энергию, не будучи “крупными игроками”. А еще – несколько млн. потребителей электроэнергии, ради которых все это и должно было происходить. Поэтому энергорынок в будущем должен быть таким, чтобы ограничить влияние крупных и позволить развиваться средним и малым его участникам (игрокам).
Но обо всем по порядку.
Из 223 стандартных страниц текста Закона “О рынке электрической энергии” 43 приходятся на заключительные и переходные положения. Это практический план того, что нужно сделать, и означает, что достижению цели предшествует достаточно сложная по объему и профессиональным знаниям работа в довольно ограниченное время.
Законодательная составляющая
Разделим эту работу на две большие группы. Первая – законодательная. Необходимо будет разработать, согласовать и принять несколько десятков нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми и будут проводиться работа и регулирование всех сегментов нового рынка электроэнергетики. Среди основных – правила рынка, правила рынка “на сутки вперед”, сетевые и коммерческие кодексы, лицензионные условия, типовые договоры, правила мониторинга и т.п.
Члены Координационной группы, второй год работающей под руководством НКРЭКУ, отмечают, что эти документы проработаны приблизительно на 50%. Надеюсь, что на практике это не означает, что подготовлена только половина текста каждого из документов.
С увольнением члена НКРЭКУ Владимира Евдокимова, возглавлявшего эту Координационную группу, усилился риск замедления темпов работы. Хотя там трудятся опытные украинские специалисты вместе с нашими европейскими коллегами, но их, к сожалению, очень мало. У регулятора есть только девять месяцев для принятия основных правил и кодексов и еще дополнительные три – для завершения. На практике это означает, что обсуждение проектов должно начаться уже сейчас, поскольку они объемные, а содержание их довольно большое и сложное.
К группе законодательных вопросов можно отнести и необходимость законодательного урегулирования существующих долгов в рынке. Почти десять лет осуществлялись реструктуризация и списание долгов в энергорынке по так называемому закону №2711, но этот механизм уже не работает, и его в той или иной форме надо разрабатывать и утверждать на уровне закона. Поэтому правительство до 11 сентября с.г. должно разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об особенностях погашения задолженности за электрическую энергию, образовавшейся на оптовом рынке электроэнергии, а через год – законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об обеспечении функционирования нового рынка электрической энергии.
С другой стороны, регулятор к дате начала действия нового рынка электроэнергии обязан обеспечить отсутствие перекрестного субсидирования между разными категориями потребителей, включая население. Эта цифра может достигать 30 млрд грн в год, поскольку, по мнению регулятора, тарифы для бытовых потребителей до сих пор покрывают около 60% их реальной стоимости. На практике это может означать как уменьшение цен на топливо и, соответственно, на производство, так и, наоборот, увеличение тарифа для бытовых потребителей.
Организационно-технические проблемы
Вторая группа – организационно-техническая. Наиболее масштабной должна быть реорганизация облэнерго. На их базе должны быть созданы операторы системы распределения и поставщики электрической энергии. Закон дает на это 18 месяцев, но уже через семь месяцев, т.е. в январе 2018 г. НКРЭКУ должна получить информацию о проведении мероприятий по отделению операторов системы распределения (в вертикально интегрированных компаниях), количество присоединенных потребителей к системе распределения которого превышает 100 тыс., а новообразованные поставщики должны получить соответствующую лицензию до июня следующего года.
До конца года Кабинет министров должен осуществить еще ряд организационных мероприятий:
– провести реорганизацию ГП “Энергорынок” путем выделения из его состава структурных подразделений (филиалов) “Оператор рынка” и “Гарантированный покупатель” и потом за полтора года создать на их базе предприятия, которые будут выполнять соответствующие функции. При этом “Гарантированный покупатель” становится правопреемником ГП “Энергорынок” по договорам купли-продажи электроэнергии по “зеленому” тарифу, и именно он будет покупать всю электрическую энергию от “зеленых” производителей, которые объединяются в балансирующие группы, и будет возмещать им до 2030 г. полную стоимость “зеленого” тарифа. Деньги на возмещение будут закладываться регулятором в тариф системного оператора;
– осуществить корпоратизацию НЭК “Укрэнерго” с учетом требований закона об отделении оператора системы передачи и не позднее марта 2018 г. провести его сертификацию.
Также на правительство возлагается задача по реорганизации Государственной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и Государственной инспекции по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии, и через год у них будет статус центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор (контроль) в сфере электроэнергетики.
Ставятся задачи и перед Фондом госимущества Украины, как проводить реорганизацию тех облэнерго, в которых доля государства превышает 50%, и как продавать инвестору, чтобы не нарушать требования закона.
Определяются также критерии, согласно которым владельцы ТЭЦ смогут получить некоторые преференции относительно цен (тарифов) в случае проведения модернизации.
Довольно детально выписаны условия деятельности производителей электроэнергии по ВИЭ, но это тема отдельной статьи.
А важнейшим организационным вопросом является создание Координационного центра как консультативно-совещательного органа при Кабинете министров Украины, а также квалификационный уровень тех, кто там будет работать. Хотя нужны не только специальность, но и немалый драйв, вдохновение в воплощении более чем амбициозных планов реформаторов. Надеюсь, что таких людей смогут найти, хотя бы и с
помощью европейских коллег.
В действительности это далеко не все мероприятия, которые надо будет осуществить для запуска работы нового энергетического рынка. А он, к слову, с технической и организационной точек зрения значительно сложнее, чем рынок газа, и потребителей электроэнергии намного больше. Так, чтобы рынок начал физически работать, НЭК “Укрэнерго” и ГП “Энергорынок” должны организовать закупки и введение в эксплуатацию программного и технического обеспечения, товаров и услуг, необходимых для работы рынка “на сутки вперед”, внутрисуточного и балансирующего рынков, выполнения функций оператора системы передачи, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, гарантированного покупателя. И все это за полтора года. Я уже не говорю, что надо научить новой работе несколько сотен специалистов, а потом еще проверить работу системы в тестовом режиме.
И в завершение о следующем.
О рисках, с которыми связано внедрение новой модели
По моему мнению, один из основных рисков – это то, что работа Объединенной энергосистемы Украины за последние три года хронически оказывается под действием “чрезвычайного положения”. Для долгосрочного коммерческого и технологического планирования необходима ее стабильная работа, для ежедневных торгов – наличие топлива, достаточность генерирующих мощностей и надежность сетей, невмешательство со стороны государства в ценообразование.
Еще один из факторов риска – отсутствие конкуренции среди производителей. Решить эту проблему мог бы Европейский энергетический рынок, где цены производителей уже ниже, чем в Украине, но для этого надо стать его полноценным членом с технической точки зрения. И хотя НЭК “Укрэнерго” довольно успешно работает с ENTSO-E, европейским сетевым оператором, но до полной синхронизации необходимы еще 5-7 лет. Более того, синхронизация с сетями стран – членов ENTSO-E предполагает не только отсоединение от российской энергосистемы, но и самостоятельную работу на протяжении года. И только тогда можно рассчитывать на многостороннюю торговлю не только с украинскими производителями электрической энергии. А это может произойти на три или даже пять лет позже, чем запланированная дата начала работы нового рынка.
Риски реформы усиливаются и в связи с сокращением среди членов НКРЭКУ. Кроме двух уволенных в мае, следующая ротация состоится в ноябре, хотя уже сегодня регулятор работает в составе критического количества членов комиссии – четырех, а для избрания новых до сих пор еще не определен состав номинационной комиссии, которая начала бы процесс поиска и избрания новых кандидатов.
И хотя можно было бы перечислить еще несколько важных предостережений, в завершение оставлю только то, что касается потребителей и защиты их прав. Два закона – “О рынке электрической энергии” и “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг” – предусматривают, что споры между бытовыми, малыми бизнес-потребителями и поставщиками, распределительными компаниями могут решаться энергетическим омбудсменом, проект закона о котором должен был бы уже находиться на рассмотрении в Кабинете министров. К сожалению, эта тема пока не стала широко обсуждаемой, и нежелательно, чтобы правильную идею не похоронили из-за бюрократизма или популистского подхода.
Энергетический экзамен для Украины будет не из самых легких. Хотя у нас на самом деле легких и красивых реформ уже не осталось. Впереди только тяжелый труд, политическая порядочность и профессиональные подходы. И огромная информационно-образовательная работа среди тех, кто придет на смену членам картелей и построит собственно энергетическую независимость Украины, для которой и безвиз не нужен. Хотя почему не нужен? Пусть будет! (Светлана Голикова, член Стратегического Совета ОО “Киевский институт энергетических исследований”, член Коалиции “Энергетические реформы”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)