Каспийский трубопроводный консорциум – один из важнейших международных инвестиционных проектов в области транспортировки энергоресурсов с участием иностранного капитала на территории Таможенного союза ЕАЭС. Сегодня компания прокачивает более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также принимает сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. О планах и перспективах КТК рассказал генеральный директор консорциума Николай Горбань.

– Николай Николаевич, КТК часто называют одним из самых успешных примеров международной кооперации между акционерами из различных государств. В чем секрет столь эффективного развития Консорциума?

– Когда в 1990-х годах акционеры КТК подписывали первые юридически обязывающие документы о создании Консорциума, то вряд ли ожидали, что развитие компании будет столь динамичным и сможет составить конкуренцию крупнейшим международным нефтепроводным маршрутам. Но произошло именно это, поскольку все участники проекта были заинтересованы в освоении новых месторождений Западного и Северного Казахстана и в возможности их промышленной эксплуатации. Особенно важно то, что и в настоящее время акционеры точно так же сплоченно работают на общий результат.

В 2016 г. в трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск стала поступать нефть с российских шельфовых месторождений – имени Филановского и имени Корчагина на Каспии и с месторождения Кашаган в Казахстане.

Согласно принятым от грузоотправителей заявкам на 2017 год, по нефтепроводу КТК планируется перекачать 65,7 млн. т нефти, из них на казахстанские ресурсы приходится 54,7 млн. т, на российские – 11 млн. т нефти.

– И трубопроводная система КТК будет готова принять все эти дополнительные объемы?

– Мы своевременно создаем необходимый профицит мощностей нефтепровода для удовлетворения заявок наших грузоотправителей и транспортировки увеличивающихся объемов сырья с российских и казахстанских месторождений. Так, по итогам 2016 года по трубопроводной системе Тенгиз – Новороссийск были прокачаны рекордные 44,3 млн. т нефти, что на 7% больше, чем в 2015 году. Для обеспечения этого результата в 2016 году с 700 тыс. до 1 млн. т был увеличен Резервуарный парк Морского терминала в Южной Озереевке, завершилась реконструкция Главного центра управления нефтепроводной системой, запущена в эксплуатацию новая нефтеперекачивающая станция А-НПС-4, были заполнены нефтью еще три НПС, что позволило приступить к их комплексным испытаниям.

В 2017 году по Проекту расширения мощностей системы КТК уже запущены А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области. Сданы НПС-8 в Краснодарском крае и НПС-5 на Ставрополье. Последней на территории РФ будет введена НПС-2 в Калмыкии. Наконец, в Казахстане на второе полугодие намечен ввод А-НПС-3А. И после того как все 10 новых нефтеперекачивающих станций будут введены в эксплуатацию, нефтепровод Тенгиз – Новороссийск выйдет на проектный режим. Уверен, что мы сможем вовремя и в полном объеме обеспечить все потребности производителей нефти в 2017 году.

– С какими финансовыми показателями КТК завершил 2016 год?

– В 2016 году выручка КТК составила 1,6 млрд. долларов – это выше на 7% по сравнению с 2015 годом (1,5 млрд. долларов) и связано с увеличением объемов транспортировки нефти. Общая прибыль увеличилась на 18% (237 млн. долларов в 2016 году против 200 млн. долларов в 2015-м).

На уплату налогов КТК-Р за 2016 год направил 5,2 млрд. руб. (в 2015 году – немного меньше 4,3 млрд. руб.). КТК-К за 2016 год выплатил около 21 млрд. тенге. Для сравнения – в 2015 году этот показатель составил около 9,9 млрд. тенге.

Рост объемов перекачки нефти по магистрали КТК благоприятно отражается на финансовом положении Консорциума и в частности на темпах выплаты долга акционерам. 31 марта 2017 года КТК выплатил 210 млн. долларов долга перед акционерами Консорциума за первый квартал 2017 года. В 2015 году на эти цели направлено 1,5 млрд. долларов. В 2016 – 1,27 млрд. долларов. На начало 2017 года оставшаяся к погашению сумма составляла порядка 4,49 млрд. долларов. Мы предполагаем, что такие темпы возврата долга позволят КТК погасить задолженность к 2020 году и приступить к выплате дивидендов акционерам.

– Какова инвестиционная программа Консорциума на 2017 год?

– Инвестиционная программа КТК по основной деятельности составляет около 70 млн. долларов. Она включает мероприятия по усилению систем противопожарной и антитеррористической защиты действующих объектов, модернизации и плановой замены оборудования. Работы будут вестись на площадках НПС, на линейной части, на подводных переходах нефтепровода. На Морском терминале пройдет плановая замена морских шлангов на трех выносных причальных устройствах.

– Для эксплуатации такого сложного промышленного объекта как магистральный нефтепровод требуются специалисты очень высокого уровня. Какова кадровая политика КТК?

– Мы придаем большое значение вопросам подготовки и переподготовки специалистов, а также их аттестации в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности. В январе 2017 года коллективы Восточного (Казахстан) и Западного (Ставрополье и Краснодарский край) регионов КТК отчитались о преодолении ими рубежа в 15 млн. человеко-часов без травм с потерей трудоспособности.

Ежегодно Консорциум проводит около 10 крупномасштабных учений по ликвидации возможных разливов нефти и тушению пожаров с привлечением средств подрядчиков и территориальных подразделений МЧС. По разработанным графикам ежемесячно проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом, на которых отрабатываются вопросы реагирования на различные нештатные ситуации.

Помимо материальной части, особое внимание в ходе учений уделяется совершенствованию навыков персонала КТК всех уровней и сотрудников подрядных организаций.

В области повышения квалификации персонала Консорциум активно сотрудничает с такими высшими учебными заведениями как НИУ “Высшая школа экономики”, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, с которым у нас налажены самые тесные взаимоотношения – Консорциум участвует в Попечительском совете этого учебного заведения. Так, в 2017 году КТК за собственные благотворительные средства профинансировал реконструкцию большой академической аудитории и фасадного остекления главного корпуса РГУ – в том виде, в котором задумывал его знаменитый советский архитектор Борис Иофан.

Эффективная кадровая политика Консорциума видна по результатам работы системы в целом. В частности, это подтверждают результаты недавнего международного аудита, который на объектах КТК проводили представители мировых нефтедобывающих компаний. Они так и написали в своем отчете: “В КТК опытный и высококвалифицированный персонал, способный выполнять самые сложные задачи”.

– Трубопроводная система КТК проходит по четырем регионам России. Каким образом реализуется политика КТК в области социального партнерства с региональными властями?

– С первого дня существования Консорциум и в России, и в Казахстане последовательно реализует крупные социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер.

Так, общая сумма средств, выделенных в рамках Проекта расширения мощностей системы на территории России, – свыше 1,5 млрд. руб., на территории Казахстана – свыше 3,7 млрд. тенге. Всего же за годы своей благотворительной деятельности Консорциум вложил в развитие российских регионов более 3 млрд. руб., казахстанских – около 8 млрд. тенге. В 2017 году на благотворительные цели Консорциум планирует направить в России и Казахстане в общей сложности порядка 10 млн. долларов.

Стоит также добавить, что Каспийский Трубопроводный Консорциум регулярно организует и спонсирует различные экологические и природоохранные программы. В 2017 году КТК реализует экологический проект “Живая трасса”, направленный на защиту и сохранение флоры и фауны в южных регионах России. В 2016 году Консорциум вместе с государственным природным биосферным заповедником “Черные Земли” участвовал в международной образовательной программе “Будущее для сайгака”.

С большим успехом проходят образовательные экологические программы для школьников “Сохраним при- роду родного края”, направленные на повышение уровня экологического сознания подрастающего поколения. Так, в 2015 году для учащихся школ Калмыкии был осуществлен проект по защите редких видов растительного и животного мира региона – тюльпана и журавля-красавки, занесенных в Красную книгу России.

Также Консорциум проводит масштабные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.

Например, в 2013 году был осуществлен выпуск более 80 тыс. мальков осетра в реку Кубань. Показательна и такая цифра: в 2014 и 2015 годах при поддержке КТК популяция черноморского лосося, внесенного в Европейский Красный список, увеличилась более чем на полмиллиона особей.

Мы убеждены: высокий уровень социальной и экологической ответственности – это неотъемлемая черта современного бизнеса, и каждое предприятие обязано вносить вклад в улучшении жизни людей на территориях своей деятельности. (Glavportal.com/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий