На заседании Кабмина 20 июля возникла конфликтная ситуация вокруг финплана “Нафтогаза”, который предусматривал повышение цены на газ для населения. Стороны даже обменялись колкими постами в Facebook.

Как стало известно 112.ua, у правительства возник и целый ряд других претензий, которые касались непосредственно финпоказателей компании и ее дочерних структур. Произошедшее обнажило разногласия, которые давно зреют между пользующимся все большей поддержкой Запада главой “Нафтогаза” Андреем Коболевым и премьер-министром Владимиром Гройсманом. Впрочем, в большую войну с кадровыми перестановками это, скорее всего, не перерастет, уверены эксперты. Они прогнозируют, что в конечном итоге при помощи МВФ стороны придут к компромиссу, а цена на газ для населения все-таки повысится, пусть и не настолько радикально, как это было заявлено сегодня.

Кабмин сегодня, 19 июля, рассматривал финансовый план НАК “Нафтогаз Украины”, согласно которому цены на газ для населения должны повыситься на 19% до 5873 грн./тыс. куб. м (без НДС). Как сообщила пресс-служба Кабмина, финплан был утвержден без повышения цены на газ для потребителей. В сообщении также было сказано, что “Нафтогаз” обязали совместно с Минэкономразвития, Минфином и Минэнергоугля скорректировать доходную часть плана “в соответствии с действующими ценами”.

Кабмин негодует

Как рассказал источник 112.ua в Кабмине, за закрытыми дверями градус противостояния был намного выше, чем это было позволено увидеть общественности. “Финплан “Нафтогаза” был условно согласован. Гройсман его не подписал, а подпишет тогда, когда доходная часть будет пересчитана в разрезе цен на газ по состоянию на 1 апреля 2017 г. (то есть по нынешним ценам)”, – сказал источник. По его словам, Кабмин выразил недовольство работой наблюдательного совета “Нафтогаза”, который “демонстрирует не совсем адекватную хозяйственную деятельность”. “В погоне за финансовыми показателями компания готова обдирать простого украинца, потребителя”, – говорит наш собеседник. Кроме того, были серьезные претензии к срокам подачи финплана: “Нынешний план должны были подать в феврале – марте, а подали только сейчас. А прежний финплан, на 2016 г., “Нафтогаз” подал в декабре 2016 г., то есть фактически задним числом”.

То, что со стороны Кабмина действительно были претензии к набсовету “Нафтогаза”, подтверждается и в посте вице-премьера Владимира Кистиона на Facebook.

Так, он написал, что правительство одобрило ожидаемые результаты работы набсовета компании, среди которых, в частности, есть пункт о своевременном внесении финансового плана компании на 2018 г. “Сегодня одобрен финансовый план “Нафтогаза” на 2017 год. При этом правительство в который раз выразило свою принципиальную позицию: повышения цены на газ для населения не будет! В то же время уже актуален финансовый план “Нафтогаза” на 2018 год. Ожидаем от Андрея Коболева и набсовета “Нафтогаза” как можно более скорого его внесения в Кабмин для своевременного одобрения”, – написал Кистион.

Чуть позже появилось объяснение самого “Нафтогаза”, в котором компания поясняет, что… она и не думала повышать цены. “Мы подали финплан на утверждение Кабмина, в котором расчеты цены на газ (для потребителей, которым топливо поставляется по спецобязательствам) было сделано на основе постановления №187 Кабмина. Стоимость 5873 грн/тыс. куб. м стала результатом не жадности менеджмента “Нафтогаза”, а выполнения требований постановления №187, которое даже содержит детальную формулу для определения цены”, – сообщила компания в Facebook.

Еще претензии?

Впрочем, как стало известно 112.ua, претензии правительства к финплану не ограничивались требованиями к цене на газ.

В протоколе разногласий, который был подготовлен после сегодняшнего заседания правительства, также говорится, что в представленном компанией финплане рост расходов на 49% (212,6 млрд. грн.) опережает рост доходов на 39%. По мнению опрошенных нами экспертов, “Нафтогаз” мог бы устранить этот момент, в частности, за счет снижения фонда заработной платы, который, согласно финплану, был наоборот повышен с 465,3 млн. грн в 2016 году до 642,2 млн. грн в 2017 году. Как вариант, чтобы сбалансировать доходы и расходы, компания могла бы сократить запланированные затраты на капитальное строительство, приобретение нематериальных активов.

Еще одной претензией было то, что проектом финансового плана предусматривался рост задолженности по кредитам (без начисленных %) на 14,1 млрд. грн до уровня 81,3 млрд. грн. Также финансовым планом было предусмотрено начисление резерва сомнительных долгов 25,6 млрд. грн. В Кабмине заявляют, что это понизит уровень поступления налогов и “свидетельствует о неэффективной работе с долгами”.

Эксперты поясняют, что речь идет о создании “Нафтогазом” резервного фонда покрытия долгов (по примеру банков), причем затраты на его создание будут отнесены на счет себестоимости товара, что автоматически приводит к уменьшению прибыли компании и соответственно налоговых отчислений в бюджет государства.

Среди претензий – продажа буферного газа ПАО “Укртрансгаз” (УТГ) для газохранилищ в объеме 3,3 млрд. грн., что “приводит к противоправному перекрестному субсидированию между лицензионными видами деятельности “Укртрансгаз” (и такие траты не включены в тариф УТГ)”. Также Кабмину не нравится, что отсутствуют утвержденные в установленном порядке стратегия развития и инвестиционный план предприятий на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Также в правительстве считают необоснованными причины продажи активов компании в Египте, что должно принести доход в сумме 507,7 млн. грн. Речь идет о месторождении нефти в Египте, где с 2012 года ведется коммерческая добыча. О том, что из проекта нужно выходить, Коболев впервые заявил еще в феврале. “Его (проект в Египте) можно развивать, а можно из него выходить… Я считаю, что из него нужно выходить”, – сказал Коболев.

Кабмин даже высказал свое “фе” “Нафтогазу” по поводу прогноза компании по снижению на 22% ожидаемого объема транзита природного газа по территории Украины. Показателя, который фактически зависит от политической воли России.

Также были претензии к финпланам компаний, которыми управляет “Нафтогаз”. Они пока также не утверждены окончательно. В частности, замечания к финплану “Укргаздобычи” касались повышения цен на газ собственной добычи на 19%, а также проектом предусмотрена плановая добыча природного газа в объеме 15 млрд. куб. м, что на 200 млн. куб. м меньше, чем предусмотрено “Концепцией развития газовой промышленности”.

“Не может быть никаких завышенных или заниженных цен, так как есть рыночная цена, которая соответствует мировой. Собственная добыча или несобственная – какая разница? Все должны быть в равных условиях. В конце концов, это вопрос инвестиционной привлекательности, кто будет инвестировать в добычу газа в Украине, если цены на него будут искусственно удерживаться и отличаться от рыночных?” – прокомментировал этот пункт для 112.ua глава фонда Sigma Bleyzer в Украине Вадим Бодаев.

К финплану “Укртрансгаза” были претензии в части убытков 3,8 млрд. грн., которые были им предусмотрены, а также закупок буферного газа для ПХГ на 40,8 млрд. грн.

Финансовый план “Укртранснафты” был согласован с замечаниями. “Беспокойство вызвал факт лишения общества оборотных средств и авансового начисления дивидендов на 2017 год. Проектом финплана была предусмотрена выплата НАК “Нафтогаз Украины” дивидендов в сумме 4,5 млрд. грн (1,5 млрд. грн – 100% прибыли 2016 года и 3 млрд. грн – реализация чрезмерных запасов нефти в 2017 году).

Отчего шумят чиновники?

Жесткая позиция Кабмина в отношении представленных “Нафтогазом” финпланов обнажила противостояние, которое уже давно наблюдается между премьер-министром Владимиром Гройсманом и главой “Нафтогаза” Андреем Коболевым, отмечают эксперты на правах анонимности. По их словам, для премьера сегодня был хороший повод отыграться на “зарвавшемся” топ-менеджере, и он им воспользовался сполна.

“Коболев пользуется большой поддержкой Запада, в частности, его поддерживает МВФ. Под его руководством “Нафтогаз” действительно стал прибыльной компанией, хотя, скорее, это произошло за счет повышения газ для населения, чем за счет особенной эффективности управления. С точки зрения эффективности управления, особых сдвигов как раз не произошло”, – говорит на правах анонимности источник, близкий к “Нафтогазу”.

Он указывает, что во время визита в Украину госсекретаря США Рекса Тиллерсона его встречи с Гройсманом не произошло. В то же время Тиллерсон встречался с “молодыми реформаторами,” среди которых был и Коболев (как известно, встреча проходила в посольстве США, и, как рассказал присутствовавший на ней нардеп Мустафа Найем, прошла в очень оппозиционном к власти ключе).

Впрочем, вряд ли дело закончится публичным противостоянием или кадровыми перестановками. Источник в Кабмине уверяет, что Коболева увольнять точно не будут. “О таком развитии ситуации речь точно не идет”, – заверил собеседник, дав понять, что цель премьера – “вернуть на землю строптивого топ-менеджера” и добиться от него финплана, который бы устраивал Кабмин как по уровню отчислений в бюджет, так и по уровню цены на газ для населения. Гройсман трепетно следит за выполнением госбюджета, а цена газа для властей – острый вопрос, поскольку подготовка к выборам идет полным ходом.

“Я бы не называл эту ситуацию конфликтом, скорее всего, это нормальный спор двух субъектов, каждый из которых преследует свои интересы: “Нафтогаз”, который является полугосударственной предпринимательской структурой, считает деньги с целью добиться наилучших финансовых показателей. Кабмин, с одной стороны, имеет международные обязательства в рамках тех кредитов, которые берет вне Украины (МВФ) с условием, что баланс бюджета должен устанавливаться на основе реальных затрат и рыночных механизмов, что требует продажи газа по ценам не ниже мировых, а с другой стороны – стремиться к сохранению электоральных симпатий”, – отмечает Вадим Бодаев.

Эксперт уверен, что компромисс все равно будет найден, и он будет выражен все-таки в определенной величине повышения цены на газ: “Возможно, не на ту величину, на которую хотел “Нафтогаз”, возможно, на меньшую. Но следует понимать, что между ценой на входе газа в Украину и той ценой, по которой он продается населению, все еще есть отличие”.

Кроме того, увольнение Коболева сейчас – очень сложный вопрос для украинских властей, поскольку новая Администрация США скорее поддержит “молодого реформатора” в этом споре. “Время уволить Коболева прошло. Может, еще раньше можно было, а сейчас Запад не позволит. Властям просто невыгодно идти на такое обострение, каким бы не было желание взять “Нафтогаз” под свой контроль. К слову, набсовет, который сегодня целый день критиковали в правительстве, “подвинуть” все же проще, туда и будут давить”, – говорит источник, близкий к госкомпании. В набсовете “Нафтогаза”, помимо троих иностранцев, сидит бывший министр энергетики Владимир Демчишин. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий