Украинцам не стоит ожидать повышения цены на газ с 1 октября 2017 г. Это стало понятно после того, как Кабинет министров утвердил финансовый план газовой монополии НАК “Нафтогаз Украины”, не одобрив при этом заложенное в документ повышение стоимости топлива для нужд населения на 19%.
Теперь НАКу и профильным министерствам в течение нескольких дней предстоит пересчитать показатели доходной части финплана в соответствие с действующей сейчас ценой на газ. После этого финплан будет подписан премьером Владимиром Гройсманом. Это фактически означает, что оснований для повышения тарифов на газ и тепловую энергию для бытовых потребителей до конца года у власти не будет. Что заложил “Нафтогаз Украины” в главный финдокумент на этот год – в материале РБК-Украины.
Вопрос в цене
Несмотря на неоднократные заявления главы правительства Владимира Гройсмана о том, что “никакого повышения тарифов на газ для нужд населения не будет”, сегодня на рассмотрение Кабмина был вынесен финансовый план НАК “Нафтогаз Украины” (копией располагает РБК-Украина), в котором была прописана новая цена на газ для бытовых абонентов.
Как известно, в октябре 2015 г. правительство постановлением №758 возложило на НАК специальные обязательства, согласно которым цена закупки газа собственной добычи у “Укргаздобычи” составляла 4849 грн./тыс. куб. м (без НДС). С 1 апреля по 1 октября газ для бытовых потребителей, религиозных организаций и теплогенерирующих компаний, использующих газ для обеспечения абонентов тепловой энергией, отпускается по цене по цене 4942 грн./тыс.. куб. м (без НДС и тарифов на транспортировку и распределение). Этот механизм закреплен в меморандуме МВФ. Правительство, в свою очередь, до 1 июля должно было определить отдельным постановлением, сколько будет стоить газ с 1 октября. Такое решение Кабмин до сих пор не принял. Остальные потребители, в частности, промышленность и бюджетные учреждения платят за газ рыночную цену. С июля она составляет 8 тыс. грн./тыс.. куб. м.
В то же время, НАК подал в Кабмин финансовый план, в котором определил, что “в соответствии с прогнозным расчетом” стоимость газа внутренней добычи в четвертом квартале года должна увеличится на 19% и составить 5706 грн./тыс.. куб. м (без НДС). А для абонентов, попадающих под действие режима спецобязательств, стоимость реализации газа – 5873 грн./тыс. куб. м. Если бы этот пункт финплана был принят, то с октября помимо роста тарифов на газ, населению бы пересчитали в сторону увеличения тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения.
“Премьер на закрытом заседании правительства в понедельник, 17 июля, разбирался в этой ситуации и сказал, что на повышение цен на газ не пойдет ни в ком случае, – рассказал высокопоставленный источник в Кабмине. – Помимо того, что НАК подал свой финплан не дождавшись установленной Кабмином цены, ни в МЭРТе, ни в Минэнерго, ни в Минфине не видят оснований для ее повышения”.
В результате сегодня первый вице-премьер – министр экономического развития Степан Кубив, представляя проект финплана НАКа на заседании Кабмина, предложил утвердить его, но с оговоркой. “Есть предложение НАК “Нафтогаз” совместно с МЭРТ, Минэнергоугля, Минфином скорректировать показатели доходной части финплана на 2017 год в соответствие с действующими ценами на 1 апреля 2017 года и подать их на рассмотрение Кабмина”, – заявил чиновник. Решение было поддержано правительством единогласно. По информации РБК-Украина, у НАКа есть несколько дней для того, чтобы выполнить распоряжение и пересчитать финплан таким образом, что цена на газ до конца года не изменится и останется на уровне 4942 грн./тыс.. куб. м для населения и религиозных организаций.
После этого главный коммерческий директор ГК “Нафтогаз” Юрий Витренко на своей странице в Facebook заявил, что “”Нафтогаз” не предлагал Кабмину повышать цену на газ для нужд населения”, поскольку это – компетенция не госкомпании, а правительства. По его словам, в проекте финплана НАК “использовал цену, которая должна была быть установлена Кабмином в соответствие с нормативными документами самого же Кабмина”. В связи с этим Витренко напомнил, что Минэнергоугля должно было рассчитать и опубликовать цену на газ еще до 1 июля. “Почему министерство это не сделало, и почему Кабмин решил не использовать свои же нормативные акты, на которые, кстати, есть ссылка в программе МВФ, – это вопрос не к нам”, – подчеркнул Юрий Витренко.
Согласно сопутствующим документам к проекту финплана, которыми располагает РБК-Украина, с повышением стоимости газа на 19% не соглашался ни Минфин, ни Минэнергоугля. Впрочем, НАК аргументировал свою позицию тем, что при расчетах компания руководствовалась правительственным постановлением №187, принятом в марте 2017 года. Его нормы предусматривают корректировку расчетной цены на газ, если она на 10% отклоняется от импортного паритета, проще говоря, от рыночной цены. В этом случае, согласно пояснениям НАКа, изменение стоимости газа “не требует отдельного решения правительства”. “Эта цена (5873 грн.) рассчитывалась на базе рыночных цен за предыдущие периоды. Поэтому, это было исключительно математическое дело”, – отметил Юрий Витренко.
Но источник РБК-Украина в Минэнергоугля заверил, что постановление о цене на газ ведомство в правительство уже направило, и сейчас оно находится на согласовании с другими министерствами. “НАК подал свой финплан раньше – в мае-июне, и в нем уже была предусмотрена цена на 19% выше ныне действующей. Кроме того, по расчетам министерства оснований для такого повышения нет, и мы предлагали правительству зафиксировать действующую цену газа по спецобязательствам до 1 августа. Этот проект уже согласовал Минрегион, НКРЭКУ и ряд других ведомств”, – уточнил собеседник РБК-Украина.
Сразу несколько источников издания в правительстве рассказали, что премьер-министр Владимир Гройсман не согласовал корректировку цены на газ не вопреки программе МВФ, а, наоборот, заручившись поддержкой фонда. “Премьер переговорил по этому поводу (не повышения цены на газ для нужд населения до конца года) с МВФ на самом высоком уровне и получил согласие”, – сообщил собеседник в Кабмине, знакомый с ситуацией. “МВФ в курсе”, – кратко уточнил другой член правительства. Впрочем, официально этот вопрос в Кабмине комментировать отказались.
Стоит отметить, что этом году по сравнению с предыдущими периодами, финплан “Нафтогаза” правительство утвердило довольно рано – в июле. В 2016 году финплан на прошлый год был согласован лишь в ноябре, а в 2014 и 2015 годах раньше 20-х чисел декабря это и вовсе не происходило. В результате план, который компания должна выполнить в течение года, она получала лишь в четвертом квартале. Ранее в интервью РБК-Украина финансовый директор “Нафтогаз Украины” Сергей Коновец называл это “плохой традицией”, объясняя задержку тем, что правительство затягивает с определением стоимости газа. При этом, работая без утвержденного финплана, компания не может осуществлять целый ряд затрат. Например, капитальные инвестиции и пользоваться услугами консультантов.
Показатели роста
Помимо цены на газ, на этапе согласования проекта финплана у Минфина, МЭРТа и Минэнергоугля был целый ряд замечаний и к другим пунктам документа. Практически все вопросы НАКу снять удалось.
Согласно плану, по итогам года “Нафтогаз” прогнозирует чистую прибыль в размере 21,8 млрд. грн.. Прошлый год компания завершила с положительным финансовым результатом 25,6 млрд. грн.. НАК также планирует реализовать в этом году более 25 млрд. куб. м газа, из которых импортного – 8,5 млрд. куб. м, остальной объем – газ собственной добычи, а также транспортировать по территории Украины (транзит) 74 млрд. куб. м за год.
Средневзвешенная цена импортного газа в финплане заложена в размере 245 долларов/тыс.. куб. м. И в Минфине считают, что эта стоимость “не подтверждена информацией про условия договоров о поставке природного газа из стран Европы”. Впрочем, в НАКе уточнили, что компания, при составлении контрактов на покупку импортного топлива, ориентируется на цены немецкого газового хаба NCG, “поскольку такой хаб считается наиболее ликвидным”. Возникли у Минфина вопросы и по поводу заложенного в финплан прогнозного курса валюты в 27,6 грн./доллар, тогда как в госбюджете на 2017 год – курс в 27,2 грн./доллар. Эту разницу “Нафтогаз” объяснил тем, что при расчете компания использует прогноз МВФ.
Отсутствие собственных средств, которые газовый монополист должен направить на сбалансирование своего финансового состояния, НАК традиционно намерен решать за счет привлечения займов на 47,8 млрд. грн., что по итогам года увеличит кредиторскую задолженность компании почти на 14 млрд. грн..
При этом, в Минфине отмечают, что это не мешает компании предусматривать расходы на непрофильную деятельность, например, увеличивать взносы в уставные капиталы своих дочерних компаний и тратить порядка 143 млн. грн. на оплату работы внешних консультантов.
В НАКе нужду в заемных средствах объясняют исключительно необходимостью своевременной закупки импортного газа и закачки его в ПГХ. Так на эти цели “Нафтогаз” в 2017 году намерен привлечь кредит у МБРР (входит в структуру Всемирного банка) в размере 500 млн. долларов и еще 200 млн. долларов – у других международных финансовых организаций. 220 млн. долларов “Нафтогаз” привлечет у госбанка развития КНР, “которые будут направлены на покупку оборудования “Укргаздобычи””.
Но в этом году НАК намерен продавать не только товарный (активный) газ, но и буферный. Буферным называют объем газа, который закладывается в хранилище для того, чтобы в этом резервуаре создать нужное давление. Его еще называют технологическим газом, поскольку его объем позволяет поддерживать ПГХ в рабочем состоянии. В этом году “Нафтогаз” намерен продать почти 3,3 млрд. куб. м буферного газа, несмотря на то, что в Минэнергоугля считают, что “это приведет к противоправному перекрестному субсидированию” между компаниями в структуре НАКа, а также к “увеличению убытков на услуги ПГХ”.
В Минфине уверены, что потребности в продаже буферного газа не обоснованы ни с точки зрения финансовой, ни правовой. Но в “Нафтогазе” пояснили, что фактические объемы буферного газа выше проектных. “Компания имеет значительные остатки активного (товарного) газа, который хранится в ПГХ исключительно вместе с буферным газом”, – поясняют в госкомпании. По данным НАКа, объем буферного газа составляет 4,7 млрд. куб. м, и он не может быть отобран.
Увеличил “Нафтогаз” и свои административные затраты, а также фонд оплаты труда сотрудников компании и расходы на консультационные и юридические услуги.
В этом вопросе правление “Нафтогаз Украины” прислушалось к рекомендациям набсовета “немедленно начать процессы привлечения внешних советников для получения инвестиционных советов”. В результате в финплане компания предусмотрела 5,2 млн. долларов (143,2 млн. грн.) на работу внешних консультантов. Около 330 тыс. долларов – стоимость услуг международных информагенств Platts, Reuters, Bloomberg, которые предоставляют информацию про обзоры международных энергетических рынков и цены на нефтепродукты и топливо. Расходы на юридические услуги по году компания оценила в “плюс” 120 млн. грн. – до 0,5 млрд. грн. из-за необходимости урегулирования споров госкомпании в международных судах, в том числе и Стокгольмском арбитраже. Не забыли в НАКе и о необходимости увеличить расходы на оплату труда. Средняя зарплата одного сотрудника по аппарату НАКа заложена на уровне почти 85 тыс. грн., тогда как еще в прошлом году эта цифра не превышала 65 тыс. грн..
По информации РБК-Украина, на нескольких ближайших заседаниях правительства должны быть рассмотрены финансовые планы “дочек” “Нафтогаза” – “Укртрансгаз”, “Укргаздобычи”, а также “Укрнафты”. “Их также могут утвердить в целом, но скорее всего отправят на доработку. Потому что у правительственных ведомств слишком много вопросов к доходно-расходной части”, – заверил РБК-Украины выскопоставленный источник в Кабмине. (Мария Цатурян, РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)