Корпорация Engie решила расширить свое присутствие в Украине. Вместе с дружественным швейцарским трейдером компания получила лицензию на право ведения бизнеса в сфере поставок газа на внутреннем рынке.
Всплеск лицензирования крупных поставщиков в этой сфере обычно происходит в конце или в начале года. Получение французской корпорацией лицензии летом свидетельствует о резком развороте стратегии. Похоже, она больше не намерена ограничивать свою активность в Украине только тремя направлениями: транзитом, экспортом реверсного газа и его накоплением в арендованных ПХГ.
Объем реализованного Engie голубого топлива свидетельствует, что приоритетным для французского гиганта был и остается транзит закупленного у РФ европейского газа. Неотъемлемой частью этого процесса является накопление транзитного ресурса на таможенных складах в прикарпатских ПХГ.
Вторым по значимости направлением был импорт реверсного газа для НАК “Нафтогаз Украины”. В последнюю очередь Engie в 2015-2016 годах интересовали внутренние продажи газа. Их корпорация осуществляла не напрямую, а с помощью посредника и эксклюзивного дилера, компании “ЭРУ Трейдинг”.
Объем закупленного ЭРУ в 2016 году газа оценивается в 0,6 млрд куб м. В то время как за тот же период корпорация импортировала в Украину 1,7 млрд куб. м газа. А в 2015 году поставки составляли 3,7 млрд куб м. Эти показатели обеспечивали компании уверенное лидерство на рынке газового импорта. Конкуренты, среди которых немецкая Uniper, ранее известная под брендом E. One Rhurgas, а также близкая к группе компаний Дмитрия Фирташа германская Axpo Trading AG, поставили в Украину почти вдвое меньшие объемы.
С кем будут конкурировать
В целом для внутреннего газового трейдинга в Украине лицензировано более 200 компаний. Они относятся к категории малого и среднего газового бизнеса. То есть, работают либо в статусе дилеров отечественных газодобывающих компаний, либо в статусе дилеров крупных импортеров газа.
Крупные импортеры, имеющие собственное сырье, устремились на украинский рынок минуя посредников только в начале 2017 года. Их приход затянулся во многом потому, что доверие трейдеров к украинским газовым реформам долгое время равнялось нулю.
Многие эксперты высказывали прогнозы, что “местный дилер” Газпрома Дмитрий Фирташ попытается в третий раз оккупировать украинский рынок, заручившись поддержкой известного прессе пакта с Петром Порошенко и Виталием Кличко. Высказывались опасения, что рынок Украины окажется изолирован от квалифицированных и системных инвесторов.
Первым на украинский внутренний газовый рынок минувшей зимой вышел международный трейдер Trafigura. Он входит в ТОП-5 мировых компаний по торговле сырьем, и специализируется на работе с рисковыми локальными рынками. Затем в нашу страну зашла швейцарская DufEnergy, которая входит в украино-российскую группы ИСД Duferco.
В начале лета лицензию получил еще один крупный трейдер, швейцарская MET из группы венгерской нефтегазовой корпорации MOL. На минувшей неделе лицензию получили швейцарский трейдер AOT Energy и французский газовый гигант Engie.
Чем знаменит “коммунальный газотрейдер”
Каждый из ныне работающих сырьевых глобальных трейдеров специализируется на торговле в различных, отвоеванных только им, рискованных сегментах мирового рынка сырья. Компания Glencore, например, работает по всему миру. Но наибольших успехов она достигла в период преодоления международных санкций против Ирана. Vitol растет в основном за счет рынка вывоза нефти из РФ, постоянно пытаясь потеснить конкурента Gunvor. Последний считается карманным трейдером российской власти и на деловом сленге россиян, “работает в бассейн” незаконно полученных средств российской власти.
Еще один член клуба больших трейдеров, Mercurja, также вырос на торговле в зоне высокого риска. Эта компания начала взлет в Польше, когда властные структуры этой страны большей частью состояли из пророссийских политиков национал-демократов. Они раздавали направо и налево объекты государственной нефтяной инфраструктуры, морские причалы и нефтебазы. Mercurja лишь воспользовалась ситуацией.
В отличие от всех упомянутых трейдеров, компания AOT не специализируется на работе в рисковых зонах. Она ведет активную торговлю с Республикой Конго, но это скорее исключение. Необходимости в этом AOT не испытывает по одной простой причине – компания имела устойчивого и очень крупного покупателя сырья. Речь идет о крупнейшей в мире частной группе формально независимых друг от друга коммунальных предприятий Suez. Несколько лет назад большая часть из них объединилась с газово-энергетической корпорацией Engie. До недавних пор это объединение носило имя GDF Suez (Gaz de France Suez).
Коммунальные сервисы, подчиненные корпорации, ежегодно требуют миллионы т угля, арматуры, стройматериалов, печного мазута и сжиженного газа для отопления розничных клиентов. Видимо поэтому годовые продажи швейцарской AOT составляют скромные $10-11 млрд. Основной бизнес группы приходится на топливное звено корпорации, голландскую компанию TAG Trancore Astra Group. Ей среди прочего принадлежит флот из 600 нефтяных танкеров.
Что AOT и Engie смогут купить в Украине
Учитывая, что собственник AOT принимал прямое участие в становлении коммунального бизнеса корпорации Engie, можно предполагать, что эти две крупные компании заходят на газовый рынок Украины в унисон. Имея общую стратегию. Понять последнюю можно, взглянув, как крупнейшая газовая компания Франции разместила свои деньги в соседних с Украиной государствах.
В Словакии, например, газовый гигант через компании SPP и Eurostream контролирует практически всю ГТС страны. Которая занимается только приемом огромных потоков транзитного газа из Украины и дальнейшей их транспортировкой в Австрию и Чехию. Столь значительные капиталовложения Engie неподалеку от Украины у многих в Киеве могут вызвать иллюзию, что французский газовый гигант готов стать союзником Украины в борьбе против российско-германских проектов “Северный Поток” и “Северный поток-2”.
С точки зрения Киева, эти проекты грозят нанести ущерб транзитным доходам Украины и Словакии. 31 июля Engie даже сделала заявление о том, что может выйти из состава акционеров “Северного Потока-2”. Однако едва ли стоит верить этим словам. Потому что Engie, наряду с немецкой Uniper, являются ярыми сторонниками North Stream. Французский газовый гигант на 30% принадлежит государству. А французам очень не нравится идея сокращения источников импорта газа в ЕС.
В отличии от США, французские газовые компании намерены развивать импорт газа из РФ. Они лишь стремятся придать процессу либеральный формат. При таком подходе на потоках газа через Украину и Словакию смогут зарабатывать все желающие. А не только марионетки российской монополии, вроде Дмитрия Фирташа, венгерского банкира Мегдета Рахмикулова, или болгарского газотрейдера Сашо Дончева.
Исходя из такой либеральной идеологии, Engie в 2000-е годы не впустила Газпром в число акционеров консорциума, контролирующего ГТС Словакии. Этот подход позволяет надеяться, что из французской Engie или бельгийской SNP может получиться вполне добросовестный инвестор. Или, скажем, арендатор одной из транзитных линий ГТС Украины. По крайней мере, можно надеяться, что именно такой оператор будет искренне заинтересован наращивать прокачку транзитного газа и снижать российский монополизм в этой сфере.
Тактические цели
Впрочем, указанные направления экспансии Engie и AOL в Украину могут оказаться делом отдаленного будущего. Учитывая, что украинские экономические реформы, в том числе газовые и энергетические, в последнее время откровенно тормозятся. В таком случае, на чем сосредоточатся компании сейчас?
Вероятнее всего, активность инвесторов будет направлена на украинской рынок коммунальных услуг. Сегодня его формируют десятки различных гор- и облэнерго, гор- и облгазов и подобных структур. Большинство из них де-юре числятся государственными, хотя фактически работают в орбите частных компаний.
Остальные либо сданы в аренду формально независимым поставщикам газа и электроэнергии, которые оперируют ресурсом местной добычи. Либо контролируются бывшими традиционными местными партнерами российских монополий – газовой (Газпром) и энергетической внешнеторговой (ИнтерРАО).
В отличии от российских компаний, которые в 90-е и 00-е годы захватывали командные позиции на рынке коммунальных услуг Украины, опираясь на поддержку наших властей, европейский коммунальный сектор развивался более прозрачно. Так, группа Suez образовалась в результате открытых биржевых слияний. Она начала свой рост в 2000-е годы после слияния подконтрольных холдингу SNP Compagnie de Suez и французской Lyonnaise des Eaux. Затем слилась с газовым гигантом Gas de France, став корпорацией GDF Suez. А после получила новую единую торговую марку Engie.
Сейчас, интересы этого объединения в Украине продиктованы крупными инвестициями в коммунальный сектор Румынии. Французский газовый гигант контролирует не менее 35% всех региональных газораспределительных сетей этой страны. В ближайшем будущем его присутствие может быть расширено на энерго- и газовые сети Молдовы, которые до сих пор контролируются “Газпромом” через аффилированную “Молдовагаз”.
Вполне возможно, что в тот момент, когда россиянам придется покинуть молдавский рынок коммунальных услуг, инвестиции Engie доберутся до приграничных украинских областей: Одесской, Винницкой, Тернопольской и Черновицкой. Пока что, интересы французской газовой компании в этом регионе представляет дилер “ЭРУ Трейдинг”, который арендует государственный “Одесский припортовый завод”. (Андрей Старостин, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)