Почти четверть века назад в Украине появился профессиональный праздник – День работника нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. День газовика, как попросту называют его работники отрасли, отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября. “Сегодня” побывала на уникальной для Украины Мачухской установке по подготовке газа, где разобралась в тонкостях нелегкой профессии и узнала, как ежедневная работа газовиков поможет в будущем добиться нашей стране энергонезависимости.
Газовая промышленность Украины своими корнями уходит в прошлый век. В 1921 г. в небольшом поселке Дашава, на юго-востоке Львовской области, была запущена первая газовая скважина, а всего через несколько лет оттуда был пущен газопровод до Киева. К слову, именно с Дашавского месторождения в 1945 г. начались первые в мире межгосударственные поставки газа в Польшу. Со временем газотранспортные системы все плотнее опутывали нашу страну, превращая отрасль в один из важнейших двигателей экономики.
Сегодня предприятия нефтегазового сектора генерируют около трети всех налоговых поступлений в бюджет Украины. Только за первое полугодие 2017 г. эти отчисления, по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, увеличились почти на 16 млрд. грн., составив 57,6 млрд. грн.! Значимую роль в этом играет крупнейшая частная газодобывающая компания “ДТЭК Нафтогаз”. Чтобы познакомиться поближе с производственно-добывающим процессом, мы посетили одну из трех установок подготовки газа компании. Она настолько высокотехнологична, что аналогов ей в Украине нет.
Мачухская УПГ расположена в получасе езды от Полтавы, затерявшись серебряным пятном посреди полей и лесополос. С виду – ничего примечательного: серые хитросплетения трубных пространств и помеченные красным резервуары. Магия прячется внутри, хотя без объяснений работников заметить ее довольно сложно. На входе мы получаем пропуски, слушаем инструктаж по технике безопасности (с аномальным давлением и повышенной пожароопасностью шутки плохи), надеваем каски и идем знакомиться с “Мачухой” и ее персоналом. В качестве нашего гида выступает технолог Алексей Шиян. Молодой человек работает на участке год, до этого добывал углеводороды в Кувейте, на который приходится почти десятая часть всех мировых запасов нефти.
“Когда я пришел сюда, как раз началась модернизация участка, – признается он. – Она происходила на моих глазах. За счет реконструкции удалось увеличить мощность установки с 1,2 до 2 млн. куб. м газа в сутки и построить новую линию подготовки газа к транспортировке”.
С первых же минут общения становится понятно – о “Мачухе” Шиян может рассказывать долго и детально. Добыча здесь ведется на глубине больше 5,5 км, а общие запасы месторождения оцениваются более чем в 5 млрд. куб. м природного газа. При этом давление такое, что глубочайшее место на планете, Марианская впадина, может позавидовать – больше тыс.и атмосфер! И это еще одна отличительная черта Мачухского месторождения – сложность горно-геологических условий разработки тут просто запредельная, что делает участок уникальным для Украины.
“На этом участке две скважины и после модернизации газ распределяется на две технологические линии – одна исследовательская, а вторая – “рабочая лошадка”. Вообще, одной из задач реконструкции было увеличение пропускной способности установки. К тому же, мы внедрили автоматизированную систему управления технологическим процессом на основе оборудования фирмы Siemens нового поколения. Она постоянно контролирует более 300 параметров состояния установки и управляет более чем 80 механизмами”, – рассказывает технолог.
Контролирует весь процесс просто космическое количество датчиков – ультразвуковые и диафрагмовые счетчики газа, хроматографы, показывающие в реальном времени его качество и состав, а также еще с десяток приборов, о которых человек без специального образования даже не слышал. Шиян объясняет: далеко не каждый промысел оборудован настолько высокотехнологичным оборудованием, а вся информация собирается, архивируется, хранится и анализируется операторами участка. Во время экскурсии по нему опытный технолог собран и внимателен – иначе нельзя. Это одна из главных заповедей газовиков.
“Тут одна промашка – жди беды. Работа очень серьезная. И чтобы справляться с такой нагрузкой, обязательно одно – любить свою работу и вкладывать в нее всю душу, – говорит после нашего знакомства с “Мачухой” Алексей. – Еще одна заповедь – постоянное развитие. Еще не было дня, чтобы мне не приходилось поднимать свои архивы технической литературы, разбираясь с чем-то. Особенно после реконструкции – чтобы давать результат, чтобы добиться энергонезависимости, нужна постоянная работа над собой”.
По словам работников участка, у Украины есть возможность не только обеспечить себя газом, но и все шансы стать экспортером голубого топлива.
Алексей Раптанов: “На работе провожу 300 часов в месяц”
Директор по добыче и переработке углеводородов “ДТЭК Нафтогаз” – о том, почему в газодобыче важна преемственность, как нужно обучать молодых специалистов и что нужно для того, чтобы иметь возможность увеличивать объемы газодобычи
Газовая промышленность – одна из тех отраслей, где могут работать только полностью преданные профессии люди. Например, Алексей Раптанов из “ДТЭК Нафтогаз”. Он, как и его отец, всю свою жизнь посвятил добыче и переработке нефти газа. Но даже спустя почти 40 лет карьеры Алексей Кузьмич проводит на работе больше 300 часов в месяц и уверен, что предела совершенству нет и всегда есть место для работы над собой и новых побед.
– Я родился в семье нефтяников. Мой папа, Кузьма Раптанов, был уважаемым буровиком. Он осваивал Мухановское месторождение в Самаре, потом добывал углеводороды в Сирии. Когда я был маленьким и папе исполнилось 60 лет, я думал, как такое вообще может быть – целых 60 лет! А вот совсем скоро и я встречу этот юбилей. Как и отец, я всю свою жизнь отдал этой профессии. У папы нас – трое сыновей. Старший – осваивал месторождения в Западной Сибири, средний – добывал во Вьетнаме. Так сложилось, что я тоже продолжил судьбу отца. В компании я работаю четвертый год, и за этот период мы подняли добычу больше чем в три раза. Когда я пришел сюда, она была на уровне 500 млн. куб. м, а сейчас мы добываем более 1,6 млрд. Это рекордный объем для негосударственных компаний, и мы с коллективом гордимся тем, что приближаем своим трудом страну к энергонезависимости.
– Наверное, чтобы не быть в тени отца, который добился успеха в карьере, пришлось заново прокладывать дорогу?
– Я прошел путь от слесаря до заместителя генерального директора предприятия. Дважды! Был и мастером, и механиком, и начальником установки, и главным инженером – кем только не был! Сейчас – директор по добыче углеводородов. И именно потому, что прошел эти этапы, говорю молодым людям, которые у нас работают: чтобы стать именитым нефтяником или газовиком, нужно пройти это все. Нужно понимать, насколько труден этот путь и тернист.
– А что самое сложное?
– Каждый этап по-своему очень трудный. Не всегда хватает знаний, поэтому нужно все время быть в тонусе. Мне не хватало практики выступлений – я окончил школу лекторского мастерства. Не хватало экономических знаний – получил второе высшее образование. Интересно было, как работают в других странах, – прошел стажировку в Англии и Шотландии, чтобы понимать, как там это делается. Вот об этой школе жизни я и говорю нашей молодежи.
– А что самое главное в жизни нефтяника-газовика?
– Самое главное – не бояться. У меня был такой период, когда мне предложили новую работу и я опасался – а вдруг какие-то проекты будут не совсем удачными. Но когда перешел, понял, главное – понимать, что если ты ставишь перед собой задачи и если ты идешь к цели, то нет ничего невозможного.
– Сложно не бояться, учитывая, насколько опасна эта работа…
– Да, это не молочная ферма. У нас взрывоопасные объекты, у нас аномально высокие давления. Можно только представить, с каких глубин здесь добывается газ! И легкой добычи уже не будет. Поэтому какая-то неуверенность в начале – нормально. Но потом, когда потихоньку начинаешь идти, шагать, все получается, все нормально. Иногда у меня спрашивают: “На каком этапе было легче всего?” Но каждый этап очень сложный, и его проходишь тяжело. Чего-то не хватает – зарываешься в техническую литературу с головой, всего в голове удержать-то нельзя!
– Работа наверняка занимает в вашей жизни огромное количество времени?
– Ну, можно посчитать. Рабочий день у меня начинается с 7:00 и заканчивается где-то в 20:00. Грубо говоря, это около 12 часов чистой работы. Это в рабочие дни. В выходные я обязательно приезжаю сюда часам к девяти и провожу на месте три-четыре часа. Если взять, что в месяце 30 дней, получается, я провожу на работе где-то 300 часов в месяц. Серьезная нагрузка, но что делать – мы трудимся для энергетической и экономической стабильности Украины. И это важная цель для наших сотрудников, для которых важно быть примером.
– Как показываете пример?
– Заставляю развиваться – учить английский язык, получать второе высшее образование. Очень надеюсь, что это все даст через какое-то время очень хороший результат не только компании, но и отрасли, стране. К слову, одним из главных наших достижений я считаю налаженную работу с двумя техническими университетами – Ивано-Франковска и Полтавы.
– В вашей сфере преемственность, передача опыта очень важны?
– Как и среда, в которой развиваются молодые люди. Я почему поступил в технический университет? Не только из-за того, что у меня папа и старшие братья выбрали эту стезю. Я рос в маленьком городке, двухэтажный дом, восемь квартир. Все жили одинаково и после зимы выходили на субботники, приводили двор в порядок. А потом взрослые выносили столы и что у кого было – хлеб, картошку, лучок, сало… А мы, маленькие дети, бегали вокруг взрослых и всегда слышали одни и те же разговоры. Водитель жаловался, что машина у него постоянно ломается, геолог говорил, как он устал пробираться по труднопроходимым местам и искать запасы, бурильщик – что оборудование старое, технолог рассказывал, куда поступает углеводородная жидкость. Мы слышали это с малых лет – добыча, нефтегазы, достижения… Мы с гордостью это воспринимали, и практически все дети, которые жили в этом дворе, у них не было другого выбора! Они пошли в политехнический институт, окончили его и стали работать по профессии. Поэтому я хочу, чтобы наша молодежь с гордостью рассказывала о наших достижениях в кругу друзей. Ведь мы сейчас стремимся к историческому событию для Украины – энергонезависимости.
– Вы много внимания уделяете вопросу работы с молодыми специалистами, считаете контакт с университетами достижением. Что главное в работе с новым поколением?
– Когда к нам приходят на практику студенты, мы всегда закрепляем за ними наставника. Это должен быть опытный и мудрый человек, который также проходил эту школу и осознание, кем он в дальнейшем будет. И всегда в первую очередь он должен говорить о том, что им повезло с тем местом, куда они пришли. Повезло с компанией, которой гордится вся страна. Второе – надо показать коллектив, работающий на результат. Я не делю ответственность по должностной инструкции. Я всем занимаюсь и готов подставить плечо. Это основное – понимать, что человек пришел в лучшую компанию, лучший коллектив, к тем работникам, которые любят и дорожат своей профессией.
– В начале вы говорили об увеличении объемов добычи. Какая следующая планка?
– Наша единственная планка – энергетическая стабильность страны, и мы со своей стороны будем делать все необходимое для этого. Но в первую очередь нужно понимать, что этого просто так не бывает. Нужна постоянная, напряженная и ответственная работа. Нужна работа с инвесторами, властями. Модернизировать, улучшать, добиваться. И тогда ни для компании, ни для страны не будет никаких границ. (Илья Требор, Сегодня/Энергетика Украины и мира)