Государство сможет “вернуться” на предприятие лишь в 2022 г.
Недавно НАК “Нафтогаз Украины” потерял возможность контролировать “Укрнафту” через ее ревизионную комиссию. В этих условиях у государства даже нет возможности проверять операционную деятельность добытчика, а про идею восстановления госконтроля над предприятием даже неприлично вспоминать. Миноритариям “Укрнафты” – группе “Приват” – по силам удерживать эту ситуацию годами, в течение которых Игорь Коломойский попытается получить максимальную выгоду от полученной гегемонии.
“Укрнафта” – компания парадоксов. Отчасти потому что она сохраняет статус крупнейшего нефтедобытчика страны на фоне своего десятилетнего спада объемов этой самой добычи. Отчасти – потому что де-юре ее основным акционером является государство (50%+1 голос принадлежит НАК “Нафтогаз Украины”), а де-факто она все те же десять лет менеджируется группой “Приват”.
За это время у власти было много попыток перекроить устоявшийся расклад. Сегодняшняя – не исключение. Взять хотя бы пресловутые законодательные корректировки в 2015 г., после которых кворум проведения собрания акционеров для резидентов Украины снизился с 60% до искомых 50%+1. Почему это не помогло? Ответ на этот вопрос знает Юлия Тимошенко.
В канун ее премьерства между “Нафтогазом” и частными акционерами “Укрнафты” было подписано соглашение, поставившее крест на восстановлении управленческого госконтроля над нефтегазодобытчиком. Речь шла про правки к уставу “Укрнафты”, принятые в январе 2010 г., в соответствии с которыми “определение кандидатуры председателя правления компании является исключительной компетенцией миноритарных акционеров”.
С того момента любые заявления власти из серии “мы восстановим контроль над “Укрнафтой” правильно называть обманом. Ну, хотя бы потому что в том же акционерном соглашении предусмотрена ответственность за нарушение договоренности с процедурой определения кандидатуры СЕО: как только мажоритарий (государство) попытается ущемить в этом вопросе миноритария (“Приват”), последний тут же имеет право обратиться в Лондонский суд международного арбитража.
В общем, в этих условиях у “Нафтогаза”, представляющего интересы правительства в “Укрнафте”, была простая функция: сохранять существующие позиции государства на предприятии, параллельно держа руку на пульсе его финансовых операций. Какое-то время с этой задачей справлялись, но сейчас стало понятно, что уже не будет даже этого.
Речь про то, что недавно НАК потерял большинство голосов в ревизионной комиссии. Это событие произошло месяц назад – 24 июля, когда один из трех представителей “Нафтогаза” в ревкомиссии, Андрей Тахтай, благополучно решил снять с себя соответствующие полномочия. Причин своего поступка Андрей Владимирович не разглашал, но интересна не так его мотивация, сколько последствия совершенного им маневра.
Сейчас ревкомиссия не может собрать кворум (три голоса) из-за того что в ней работают четыре человека, паритетно разделенные между двумя противоборствующими лагерями: Елена Коротчук и Эдуард Шевченко представляют интересы “Нафтогаза”, а Ольга Андрияшина и Денис Повольнов – “приватовцев”.
Что означает этот пат? Если говорить об уже достигнутых успехах, то они относительно скромные: представители государства уже несколько недель не могут добиться проведения внутреннего аудита “Укрнафты”. Но перспектива всегда интереснее. Если того захочет Игорь Коломойский, ревкомиссия просуществует в своем нынешнем усеченном виде до истечения срока, на который были назначены ее сегодняшние члены – 18 мая 2022 года. Этого времени “Привату” должно хватить, чтобы материализовать свои самые нескромные фантазии с активами “Укрнафты”. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)