“Нафтогаз Украины” инициирует революционное переустройство сферы поставок газа. Суть идеи – отобрать эту функцию у “облгазов”, передав ее НАКу. Это решение укрепит позиции Андрея Коболева, поэтому его оппонент Владимир Гройсман уже благополучно заблокировал этот план.
Чтобы хоть как-то компенсировать сорванную стратегию, “Нафтогаз” взялся подчинять себе розничные поставки газа в отдельных регионах. Первыми под руку попали активы младшего бизнес-партнера Дмитрия Фирташа Игоря Воронина.
Противостояние “Нафтогаза Украины” с региональными газоснабжающими компаниями началось еще в 2014 г., но пиковая фаза этих баталий была достигнута только сейчас. Это стало понятно после того как коммерческий директор НАК Юрий Витренко публично призвал правительство избавится от посредников при поставках газа населению. “Кабмин своим постановлением обязывает «Нафтогаз» продавать газ фирташевским посредникам, которые потом “поставляют” его населению. Фактически все, что эти “поставщики” делают, это выставляют счета и собирают деньги с населения”, – сказал топ-менеджер.
Вместо владельца большинства “облгазов” Дмитрия Фирташа, которого по уважительной причине нет в Украине, на этот выпад ответила “Ассоциация газового рынка Украины”. “42 газсбыта предлагается заменить на одного поставщика – НАК. И при этом обязать потребителя закупать газ именно у НАКа по принципу молчаливого согласия. Выдвинутые Витренко тезисы – не более чем дымовая завеса, скрывающая попытку передела рынка в интересах монополии. Эти тезисы не имеют ничего общего ни с интересами потребителей, ни с европейской моделью рынка. Создание газсбытов было шагом к либерализации газового рынка. Из монопольных облгазов в 2015 г. выделили деятельность по реализации газа для создания конкуренции при его поставках. А инициатива Витренко – это свертывание либерализации”, – говорят ассоциация.
За шторами этой перепалки успело произойти минимум одно интересное событие. Владимир Гройсман подписал постановление №667, благодаря которому “газсбыты” получили права самостоятельного распределения средств, полученных от потребителей (до этого разделение денег проводилось по алгоритму, установленному правительством).
Этот шаг говорит о том, что правительство точно не воспринимает идею “Нафтогаза”. Но для Андрея Коболева такая реакция точно не стала неожиданностью – они находятся в конфликте еще с прошлого года, когда глава НАК вопреки воле председателя Кабмина сменил руководство “Укртрансгаза”. Возможно, именно поэтому в НАКе еще до этого поворота событий занялись локальным окучиванием желанной ниши.
У этой стратегии уже есть первый пациент. Им стала компания “Кировоградгаз”, у которой недавно сменился куратор. Кадровая зачистка была проведена во всех органах – ревкомиссии, набсовете и правлении. Но чтобы понять суть перестановок, достаточно привести в пример одну: с должности главы набсовета “Кировоградгаза” был отстранен младший бизнес-партнер Дмитрия Фирташа по легендарной “Укргаз-энерго” Игорь Воронин, место которого сейчас занимает близкий Коболеву Олег Диденко.
Формально провести эту операцию “Нафтогазу” удалось благодаря изменениям к закону “Об акционерных обществах”, после которых степень кворума, достаточного для проведения собрания акционеров, была снижена до 50%+1 голос – как раз того пакета, которым в “Кировоградгазе” владеет НАК.
Другой вопрос, что эти законодательные правки появились еще два года назад. Почему “Нафтогаз Украины” так долго ждал чтобы реализовать свои права? Это, наверное, и есть самый интересный вопрос. Возможно, ответ на него заключается как раз в том, что все это время команда Андрея Коболева была увлечена на системном развале бизнеса “облгазов”, а после того как не получилось – переключилась на индивидуальные атаки. Кому-то эти междоусобные конфликты могут показаться неинтересными, но дефицита поводов для новых зрелищ точно не будет. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)