Секретариат Энергетического сообщества и Мировой банк (МБ) потребовали от правительства до 1 сентября провести ряд глобальных изменений на рынке природного газа. Письмо директора секретариата Янеза Копача и директора МБ Сату Кахконен, а также проект разработанных изменений в конце августа были направлены в Кабмин (копии документов есть в распоряжении 112.ua).
В частности, они содержат требование отменить постановление №187, согласно которому на “Нафтогаз Украины” возложены специальные обязательства поставлять газ населению по цене, ниже рыночной. Также правительству рекомендуют лишить “Нафтогаз” льгот и создать равные условия для доступа на газовый рынок всем операторам, в том числе и на уровне региональных газораспределительных сетей. Правительство вновь в непростой ситуации: реализация предложенных норм на данном этапе может привести к повышению цен на газ для населения, отмечают эксперты.
В распоряжении 112.ua оказался полный текст письма директора Секретариата Энергетического сообщества Янеза Копача и директора Мирового банка по вопросам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен, которое в конце августа было направлено вице-премьер-министру Владимиру Кистиону и министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику. В письме, в частности, говорится об обеспокоенности международных и украинских заинтересованных сторон ситуацией на рынке природного газа. К письму также прилагается разработанный международными институциями проект постановления “Об утверждении Положения о возложении специальных обязательств на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в 2017-2019 гг.), принятия которого Секретариат сообщества и МБ ожидают до 1 сентября 2017 г.
Дайте “Нафтогазу” конкурентов
Документом предусматривается отмена действующего постановления №187, которым на “Нафтогаз” возложены специальные обязательства по поставке газа для населения, а также установлена методика расчета цены, по которой населению газ продается по цене ниже, чем для промышленности. Для сравнения, с 1 сентября для промышленности газ будет отпускаться по цене 8 749,20 гривны при условии оплаты в период потребления или после него. Тогда как для населения, как утверждают в Кабмине, рассчитанная согласно формуле, содержащейся в постановлении №187, цена не изменится и останется на уровне 6879 тыс. грн. за тыс. куб. м.
Текстом документа также предполагается, что НАК “Нафтогаз Украины” “больше не будет иметь прав на какой-либо льготный режим при покупке природного газа у отечественных производителей, которые прямо или опосредованно контролируются государством, а именно ПАО “Укргаздобыча”, ПАО “Укрнафта” и ПАО “Черноморнефтегаз”. “Существующий ныне отбор природного газа, который предоставляется НАК “Нафтогаз Украины”, предлагается отменить как непропорциональный, накладывающий ограничения и дискриминационный”, говорится в тексте пояснительной записки к документу.
Это означает, что “Нафтогаз” должен находиться в равном положении со всеми операторами на рынке (в том числе с независимыми импортерами газа; в августе газ импортировала 31 компания) и должен быть лишен всех преимуществ, пояснил 112.ua председатель Ассоциации газового рынка Александр Овдиенко. “Из имеющихся у них преимуществ – это и ручное управление оператором газотранспортной системы (что напрямую противоречит европейскому энергетическому законодательству), возможность привлекать кредиты под госгарантии, несоблюдение правил номинирования объемов и многие другие. На сегодняшний день, несмотря на то, что на рынке газа уже работают и другие компании, доля “Нафтогаза” составляет около 75%”, – говорит Овдиенко.
Эксперты отмечают, что составить конкуренцию “Нафтогазу” на сегодняшний есть кому. “Несмотря на конкурентные преимущества компании, на рынок газа в Украине уже вышло и работает множество компаний”, – отмечает Овдиенко. Но в отличие от государственного газового гиганта у этих компаний доступа к преференциям нет.
В самом “Нафтогазе” придерживаются другого мнения. “Несмотря на то, что оператор сети “Укртрансгаз” входит в группу “Нафтогаз”, мы не помним ни одного случая, когда кому-то не дали завезти газ в Украину. Частные импортеры, никоим образом не связанные с нами, завезли и продали в Украине в прошлом году столько газа, сколько использует за год, например, Болгария. Наша доля на коммерческом рынке составила менее 10%”, – говорится в сообщении НАКа.
“В сравнении с постановлением №187 новые правила не предусматривают никакого преференционного отношения к НАК “Нафтогаз Украины” и региональным поставщикам при покупке природного газа, необходимого для выполнения установленных рыночных оптовых операций, когда все участники рынка имеют равные права на покупку природного газа у отечественных производителей, импортеров или оптовых продавцов”, – говорится в пояснительной записке к проекту постановления, разработанного ЭС и МБ. Также сказано, что рыночные закупки природного газа должны стать обязательными с 1 января 2018 года.
Как это должно работать
Проект постановления предполагает серьезные изменения на этапе сбыта природного газа непосредственно предприятиям теплокоммунэнерго, которые обеспечивают теплом население. Сейчас “Нафтогаз” продает газ (для нужд населения) 42-м областным организациям, которые в свою очередь продают газ теплокоммунэнерго (обеспечивают население). До 2015 г. эту функцию выполняли облгазы, до 70% которых, по данным СМИ, подконтрольны предпринимателю Дмитрию Фирташу.
После принятия в 2015 г. закона “О рынке природного газа” из облгазов были выделены сбытовые организации. Теперь это отдельные компании с отдельными людьми и бухгалтерским учетом. Постановлением Кабмина для них установлена предельная рентабельность в пределах до 2,5% (для всех организаций разная). “В то же время, конкурентный рынок создан не был. Не была обеспечена система перехода потребителей от одного поставщика к другому”, – поясняет Овдиенко.
Член президиума Энергетической ассоциации Украины Виктор Меркушов отмечает, что одна из причин, почему конкуренции в этом сегменте сейчас нет – отсутствие рыночной цены на газ, а также то, что субсидии до сих пор не монетизированы. При этом эксперты отмечают, что, в частности, в ЕС субсидию получают от 2 до 4% населения, тогда как в Украине сейчас – более 60%.
“Из-за клиринговой системы, установленной Кабинетом министров Украины, начисления и использования субсидий нет никакой возможности другим продавцам газа кроме “Нафтогаза” продавать газ основному потребителю газа в Украине, а именно населению. Чтобы перевести население на конкурентный рынок, необходимо монетизировать субсидии, обеспечить нормальную программную платформу работы “Укртрансгаза” и обеспечить 100% приборный учет потребления газа”, – соглашается Александр Овдиенко.
Разработанным Секретариатом Энергетического сообщества и МБ проектом постановления предполагается, что иметь доступ к рынку продажи газа ТКЭ (населению) на конкурентных условиях могут и нынешние облгазы, и “Нафтогаз Украины”, и другие операторы, которые захотят работать в этом направлении.
“Клиенты имеют право на гарантированные поставки природного газа, но также должны иметь возможность выбрать и переключиться на лучшего поставщика без каких-либо ограничений. Любой поставщик должен быть свободен в возможности предложить свои услуги клиентам”, – подчеркивается в тексте пояснительной записки. Производители тепла не обязаны покупать природный газ у НАК “Нафтогаз Украины” исключительно и должны иметь возможность перейти к другому поставщику, доступному на рынке, в соответствии с условиями, предусмотренными законом Украины “О рынке природного газа”, говорится в пояснительной записке.
Иными словами, документом предусматривается, что в случае, если на каком-либо из направлений не появятся желающие поставлять газ теплокоммунэнерго, тогда “Нафтогаз” и ведущие региональные поставщики (облгазсбыты, список которых прилагается) должны будут делать это в обязательном порядке. На них возлагаются “конкретные обязательства”. “Обязательства в отношении предложения природного газа означают, что назначенные предприятия газа НАК “Нафтогаз Украины” и региональные поставщики будут обязаны гарантировать поставку природного газа для производителей тепла (населению), а также для домашних потребностей и религиозных организаций по их просьбе”, – говорится в тексте пояснительной записки. В то же время отмечается, что эта категория потребителей не будет обязана покупать природный газ исключительно у этих поставщиков и может при желании переключаться на любых других.
Эксперты отмечают, что на практике подобная схема может привести к тому, что “Нафтогаз” попросту попытается подмять под себя направление продажи газа теплокоммунэнерго, отодвинув сбытовые предприятия, выделенные из облгазсбытов. “Нафтогаз” сейчас стремится выйти и на вторичный рынок, подмять под себя тепловые компании и реализацию газа населению”, – говорит Овдиенко.
“Нафтогаз” уже неоднократно обрушивался с критикой на облсбыты. “Поставка газа для населения – это “черный ящик”. Облсбыты не предоставляют точной информации, сколько именно газа использовал конкретный потребитель. Неизвестно, действительно ли люди, которые получают субсидию, выбрали все объемы газа, за которые структуры облсбытов выставляют счет государству. Мы не знаем, кто именно получает наш газ по льготной цене и сколько его на самом деле поступает людям”, – говорится в одном из недавних официальных заявлений пресс-службы НАК “Нафтогаз Украины”. Также пресс-служба подчеркнула, что компания поддерживает изменения, предложенные Секретариатом и Мировым банком.
А что же будет с ценами на газ?
Документ содержит и новую формулу расчета цены на газ. “Формулой предусмотрено, в частности, изменение ценовых надбавок. Сегодня, как установлено, “Нафтогаз” имеет 1,9% % предельной надбавки. В новой формуле указан 1%, то есть предлагается ее уменьшить. Для региональных поставщиков (облгазсбытов) по факту ничего не меняется. Сейчас для них рентабельность ограничена до 2,5%, а в новой формуле говорится о более 1,5%”, – отмечает Меркушов.
Также, по его словам, предусмотрено, что цены на услуги транспортировки и распределение газа будут снова объединены (сейчас они разделены). “Как вы знаете, постановление Кабинета Министров от 22.03.2017 г. №187 предусматривает раздельные платежи за газ и за услуги транспортировки и распределение газа. Нам же предлагают заморозить существующую сегодня ситуацию, когда в цене газа для потребителей кроме цены газа, как товара, включена еще стоимость транспортировки и распределения. При этом между предприятиями поставщиками газа, и предприятиями, транспортирующими газ, распределение поступающих от потребителей финансовых средств осуществляется с использованием “алгоритмов”, не предусмотренных действующим законодательством, т.е. де-юре несуществующих. Это означает, что мы можем остановиться в развитии рыночных отношений, в частности, по возможности для потребителя свободного выбора поставщика. Мне кажется, что в этом, в первую очередь заинтересован НАК “Нафтогаз Украины”. Сегодня они находятся в цепочке подписания этих виртуальных протоколов в рамках субсидий, которые из бюджета выделяются. И они подписывают или не подписывают. И они заинтересованы в том, чтобы эти потоки шли через них. Если это будет разделено, то транспортировщики “Укртрансгаз” и региональные поставщики, они получат свои деньги, а “Нафтогаз” будет заниматься только газом. А так все потоки идут через них”, – пояснил Меркушов.
Новая формула, как и старая, предполагает расчет газа с привязкой к цене хаба в Германии.
“В соответствии с согласованным с международными донорами Украины постановлением правительства от 22 марта 2017 г. №187, цена газа в Украине привязана к европейским котировкам на немецком газовом хабе. С одной стороны, это вносит хоть какую-то определенность в ценообразование и уменьшает вероятность появления коррупционной составляющей. Ведь цена – одна для всех. С другой стороны, привязкой к немецким котировкам Украина импортировала мировую инфляцию и спроецировала на свое ценообразование соотношение спроса и предложения в Германии. Это не отвечает состоянию внутреннего рынка и покупательной способности украинского населения”, – говорит директор НТЦ “Психея” Сергей Сапегин.
По словам Овдиенко, предусмотренная документом формула “предполагает один хаб и один путь доставки, которые далеко не всегда являются наиболее дешевыми”. “Формула не учитывает реальной структуры потребления газа населением. Если и делать привязку к хабу, то на украинский газ (а это более 90%) формула ценообразования должна формироваться по принципу цена на хабе минус затраты на доставку к хабу”, – отмечает эксперт.
Таким образом, даже создание конкуренции за счет допуска на рынок других участников не сможет предотвратить возможное подорожание, в том числе и на газ для населения, говорит эксперт: “Цена на газовых хабах постоянно колеблется, и в зимние месяцы она значительно выше летних”.
При этом, в самом “Нафтогазе” ранее подсчитали, что цена газа для населения в этом отопительном сезоне должна вырасти на 19%, и, мол, для этого есть все основания. Однако Кабмин счел эти аргументы газовиков надуманными и противится повышению тарифов. До сих пор этот вопрос не решен.
К слову, не решен и вопрос с проектом постановления авторства ЭС и МБ. 30 августа состоялось последнее заседание Кабмина этим летом, и принять этот документ до 1 сентября правительство уже не сможет. Не исключено, что к нему вернутся осенью, но этот отопительный сезон пройдет по старым правилам. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)