Ведущие страны называют даты, после которых будут полностью запрещены продажи автомобилей с ДВС. Ключевым переходным этапом должны стать 2032-2040 гг.

Несколько недель назад, выступая на международном автомобильном форуме в Тяньцзине, заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобин заявил, что в стране намерены прекратить производство и продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Соответствующий план уже начали разрабатывать. Впрочем, конкретные сроки отказа от бензиновых и дизельных авто китайские чиновники не называют.

С 2009-го Китай является крупнейшим авторынком и крупнейшим автопроизводителем в мире. В прошлом году объем производства в Поднебесной достиг 28,12 млн. автомобилей – это на 14,5% больше, чем в 2015-м. Большинство китайских авто предназначены для внутреннего рынка: в прошлом году на экспорт ушло около 708 тыс. машин. Заявления о намерениях прекратить производство автомобилей с ДВС должны подтолкнуть китайских производителей активнее заниматься созданием электромобилей.

Китай – далеко не первая страна, задекларировавшая желание отказаться от привычных авто. Так, в Шотландии намерены полностью запретить продажи машин с ДВС к 2032-му, в Германии, Великобритании и Франции – к 2040-му. При этом крупнейшие мировые автопроизводители наперегонки выступают с заявлениями о том, что ратуют за сохранение окружающей среды. Так, Volvo намерена уже с 2019-го прекратить выпуск новых моделей авто, оснащенных только ДВС. В свою очередь, Jaguar и Land Rover заявили о полном переходе на гибриды и электрические модели с 2020-го, а Aston Martin – с 2025 г. Эпоха транспорта на батарейках набирает ход.

Tesla и все-все-все

Электромобили сегодня выпускают практически все именитые автопроизводители – месяц назад экспериментальный электрокар презентовали даже белорусы. Создан он, правда, на базе серийной машины Geely SC7 белорусской сборки. Но флагманом на этом рынке остается детище Илона Маска. Презентация Tesla Model 3 2018 стала одним из главных автособытий года. Авто представили летом, а к декабрю завод Tesla планирует достичь показателя в 20 тыс. машин в месяц.

Новая Tesla способна разогнаться до сотни километров в час за 5,6 с, имеет запас хода 354 км. Стоимость авто стартует от $35 тыс. На новый электрокар уже поступило более полумлн. заказов. Причем среди заказчиков – несколько сотен украинцев. Автомобиль получил прозвище “народного” – до этого Tesla выпускала машины, стоимость которых стартовала от $90 тыс. Правда, американские тюнеры из Unplugged Performance представили программу доработок Tesla Model 3, после которой самая доступная модель марки преображается в спорткар.

Решение Маска выпустить довольно бюджетное электроавто подстегнуло других производителей плотнее заняться своими линейками электрокаров. Так, в компании Mazda заявили, что к 2035-му сделают электрическими все свои модели. Немецкий автоконцерн Volkswagen намерен вложить 70 млрд. евро в производство 80 моделей электромобилей и аккумуляторов. Причем речь идет как о массовом сегменте электрокаров, так и сегменте люкс. К примеру, японская компания Aspark представила электрокар Owl, который, по заявлениям представителей бренда, способен разгоняться до 100 км/ч за две секунды. Стоимость Aspark – около $3,5 млн. В середине сентября компания Bentley сообщила, что с 2019-го запустит в серийное производство свой первый электрокар – им станет спортивный родстер. Американская Bollinger Motors в июле представила “первый в мире полностью электрический полноприводный вседорожник”, а Jaguar объявила о создании собственного гоночного монокубка. В нем будут принимать участие только специально подготовленные электрические кроссоверы I-Pace.

Вслед за легковыми авто пришла очередь и грузовых машин. Электрические фургоны уже используются во Франции, Германии и Японии. В Швейцарии начата работа над самым большим грузовым электрокаром в мире: вес гиганта составит 45 т, грузоподъемность – 65 т. Только аккумуляторный блок нового автомонстра будет весить 4,5 т. Правда, ученые пока не знают, как поведет себя батарея при эксплуатации – разработчики опасаются, что в случае аварии и возгорания какой-либо из ячеек батареи начнут гореть и взрываться соседние, вызывая цепную реакцию. Базой для электрогрузовика стал самосвал Komatsu HD 605-7, который подвергся значительной модификации.

Первый грузовой автомобиль Tesla 26 октября представит и Илон Маск. Пока известно лишь то, что грузовик Tesla Semi сможет проехать без подзарядки до 480 км и будет обладать системой автономного вождения. Превращение электрокаров в беспилотники на колесах – следующая ступень в развитии транспорта с электромоторами.

Когда электричество победит бензин

Между тем в автоконцернах, опрошенных The Wall Street Journal, отмечают, что спрос на электрокары пока еще слишком мал, чтобы компенсировать уменьшение продаж машин на тяжелом топливе. В недавно опубликованном отчете Morgan Stanley о мировом автомобильном рынке самая оптимистичная оценка выглядит так: к 2040 г. примерно 50-60% легкового автотранспорта будет приходиться на электрокары. И это притом что власти многих стран мира в буквальном смысле стимулируют население пересаживаться на электромобили. Так, в Соединенных Штатах государство представляет покупателям электрокаров налоговый кредит в $7,5 тыс. Во Франции компенсация за покупку электроавто составляет 6500 евро, в Германии – 5400, в Румынии – 5000 евро, в Эстонии – до 50% цены (но не более 18 тыс. евро), в Китае – до $18 тыс. Но бума электрокаров все еще нет. Директор компании Toyota Такеши Учиямада на днях заявил, что новые законы фактически вынуждают автомобильные корпорации производить электромобили, в которых используются сырые технические решения. “Законы и правила, которые стимулируют развитие электрических транспортных средств, вступают в силу в Китае и США. У производителей электромобилей не будет никакого выбора, кроме как производить электрические транспортные средства или выйти из бизнеса”, – отметил Учиямада.

Главной проблемой электроавтомобилей остаются аккумуляторы – ограниченное количество циклов зарядки, небольшой запас хода авто. К тому же на высоких скоростях аккумуляторы быстро разряжаются, поэтому электрический спорткар пока скорее концепт, чем реальность. Вице-президент Hyundai Ли Ки-сан считает, что традиционные литий-ионные аккумуляторы постепенно исчерпывают возможности своего усовершенствования и индустрия стоит на пороге появления качественно новых технологий. С появлением новых элементов питания доля электрокаров может возрасти до 90% среди всех типов авто. В Hyundai считают, что прорыв будет связан с твердотельными аккумуляторными технологиями.

Между тем грузовое подразделение Daimler AG инвестировало $60 млн. в израильский стартап StoreDot, который разрабатывает “органические” аккумуляторы с быстрой зарядкой. Технология StoreDot заключается в создании полупроводников из нанокристаллов, основой для которых служат пептиды. В компании утверждают, что разработанный ими блок аккумуляторных батарей емкостью 75 кВт-ч полностью заряжается за пять минут и обеспечивает пробег до 480 км. Массовой эта технология должна стать уже к 2022 г.

Еще одним катализатором развития рынка электромобилей может стать система каршеринга, сегодня с успехом внедряющаяся во многих странах мира. Это возможность взять авто в одной точке города и оставить в другой – аналитики все чаще говорят о том, что жители крупных мегаполисов не видят смысла в покупке личных авто. Компания Smart недавно представила электрический беспилотник vision EQ fortwo, рассчитанный как раз на использование в системе городского каршеринга. Машина будет сама искать парковочные места и отправляться на подзарядку. Ни руля, ни педалей у концепта нет – управление беспилотником осуществляется с помощью голосовых команд или обычных смартфонов.

Новое изобретение велосипеда

Электрокары – далеко не единственный вид электротранспорта. Современные электробайки уже сложно назвать велосипедом: это гибрид велосипеда, скутера и мотоцикла. Их все чаще рассматривают как альтернативу автомобилям, особенно с ДВС. Так, власти Осло, которые к 2025-му планируют запретить въезд в город бензиновых авто (въезд автомобилям с дизельным двигателем уже запрещен) готовы компенсировать жителям до половины стоимости электровелосипеда. На одну покупку подобного средства передвижения можно будет получить около $1200.

Несмотря на негативную коннотацию мема “изобрести велосипед”, сегодня десятки компаний заняты изобретением велосипедов с электромотором. Так, в конце августа американская компания PESU начала сбор денег на Kickstarter для реализации проекта PESU E-bike. Это гибридный велосипед, для передвижения на котором используется как человеческое усилие, так и электрическая энергия. PESU E-bike оснащается тройным датчиком, измеряющим скорость, крутящий момент и толчковое усилие, обеспечивая скорость реагирования двигателя на уровне 10 миллисекунд – выше, чем у любого аналога в мире, – и одновременно регулируя выходную мощность мотора. PESU уже удалось запустить две новые модели: Monster, модель XC (рассчитан на дороги с твердым покрытием и внедорожье), и Volador, модель AM (горный велосипед).

Как правило, электробайки создают для езды в сложных условиях. Так, в июле компания Neematic представила модель FR/1 для настоящих экстремалов – по пересеченной местности байк может разогнаться до 80 км/ч, а запас хода заявлен на уровне 100 км. Стоимость велосипеда внушительная – немногим более $9 тыс. Впрочем, высокая цена вряд ли отпугнет “адреналиновых наркоманов”, для которых Neematic и разработала свою новинку.

А вот польская фирма Avionics представила электрический велосипед под названием V1, выполненный в стиле гоночных мотоциклов начала прошлого века. Байк имеет раму из сплава стали и хром-молибдена, 26-дюймовые колеса и пятикиловаттный электромотор. Причем построено транспортное средство вручную. Двигатель позволяет проезжать без подзарядки до 120 км, а максимальная скорость байка – 58 км/ч. Стоимость электровелосипеда пока неизвестна – средства на реализацию проекта будут собирать на краундфандинговой платформе INDIEGOGO.

Примечательно, что виды электротранспорта, которые еще недавно считались детскими игрушками, все чаще становятся серьезным средством передвижения. Так, к примеру, сигвеи уже используют полицейские и курьеры. А недавно компания Skycop решила сдавать в аренду авиапассажирам в главных аэропортах Европы 100 сигвеев и 100 гироскутеров. Предполагается, что благодаря этой услуге пассажиры смогут быстро добраться до нужного выхода к самолету при пересадке или опоздании.

Украинские электронадежды

Весной 2017-го министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в Украине пускают программу комплексной поддержки отечественного производства электрокаров. В нее входят удешевление стоимости электрокаров на 35%, развитие зарядных станций и создание собственного производства. Согласно Концепции развития рынка электротранспорта в Украине на 15 лет, представленной Омеляном, в первую пятилетку импорт электрокаров и зарядных станций не будет облагаться НДС и акцизом (кроме электробусов). Покупатель при первой регистрации такого автомобиля освобождается от сбора в Пенсионный фонд. Также можно будет получить до 18% налоговой скидки от стоимости купленной машины. Владельцам электромобилей до 2033-го предложат бесплатно парковаться на госпредприятиях и ездить по полосе для общественного транспорта.

Наладить собственное производство электромобилей и зарядных станций в Украине планируют в период с 2028-го до 2033-го. Однако концепция пока не заработала, да и закон об отмене НДС на этот вид транспорта до сих пор не принят. Хотя налоговые льготы позволили бы цене нового электромобиля приблизиться к стоимости машины с дизельным или бензиновым двигателем.

Именно цена зачастую становится сдерживающим фактором для украинцев, желающих пересесть на электрокары. И хотя государство пока что не спешит предоставлять владельцам электромобилей какие-либо льготы, в стране развивается сеть заправок для электрокаров, в столице функционирует сервис такси, весь парк которого состоит из электромобилей, в Одессе работает сервис аренды электрокаров.

Впрочем, эксперты отмечают: ключевым в популярности электрокаров зачастую является не забота об окружающей среде, а высокая стоимость бензина и дизельного топлива, а также низкие затраты на обслуживание электроавто. Так, к примеру, при среднем пробеге 20 тыс. км за год самый популярный в нашей стране электрокар Nissan Leaf сэкономит своему владельцу за счет бензина 43 тыс. грн.

Есть чем похвастать украинцам и в сегменте электровелосипедов. Компания Delfast представила гибрид мотоцикла и горного велосипеда Delfast Ebike. Разработчики утверждают, что на одном заряде он сможет преодолеть почти 400 км, а это больше, чем в Tesla Model 3. Батарея устройства рассчитана на 3 тыс. циклов, причем от двух USB-выходов электродвигателя можно подзарядить смартфон и планшет. Максимальная скорость транспортного средства составляет 45 км в час, стоимость Delfast Ebike будет стартовать от $2989. В конце сентября разработчики намерены начать кампанию по сбору средств на Kickstarter. (Игорь Сергеев, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий