Вот уже две недели правительство информирует население о скором решении проблемы установления справедливой и рыночной цены на газ. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Кабмин проводит верификацию формулы цены на газ для населения.
“Мы считаем, что цена на газ должна формироваться в соответствии с рынком газа и в соответствии с формулой, самое главное, чтобы эта формула была справедливой”, – сказал он.
Ранее премьер также анонсировал скорое решение проблемы демонополизации газораспределения. По его словам, разработка юридического решения в сфере содержания и пользования газораспределительными сетями выходит на финальный этап.
Согласно “Энергетической стратегии Украины до 2035 года”, утвержденной в сентябре распоряжением Кабинета Министров, предполагается, что за счет роста внутренней добычи Украина сможет не только покрывать свои потребности в газе, но и начать его экспорт за границу. ПАО “Укргаздобыча” в 2018 году планирует увеличить бурение в 1,9 раза (на 227 тыс. м) по сравнению с ожидаемым объемом в текущем году – до 484 тыс. м. О чем сообщил первый зампред правления – исполнительный директор компании Александр Романюк.
Тем временем экспертное сообщество и участники рынка отмечают, что снижение цены на газ зависит, прежде всего, от двух факторов: увеличения добычи более дешевого отечественного газа и демонополизации поставок. Снижение цен возможно, если разные поставщики голубого топлива будут бороться за потребителя.
Рыночное ценообразование
Конечная цена газа для населения устанавливается согласно постановлению КМУ №187 от 22 марта 2017 года и с 1 апреля она составляет 6957,90 грн. за 1000 куб. м.
В этой цене заложены:
- стоимость газа (70%);
- торговая наценка НАК “Нафтогаз Украины” (1,9%);
- торговая наценка поставщиков газа для населения (не более 2,5%), плюс плата за распределение и транспортировку (10%), НДС.
В случае роста более чем на 10% цены импортного паритета (определяется специальной формулой в п. 13 постановления), стоимость на период с 1 октября 2017 г. по 1 апреля 2018 г. будет увеличена до паритетной.
Однако, как отмечает в своем специальном исследовании независимый аналитический центр Офиса эффективного регулирования (BRDO), в 2013-2016 годах конечная стоимость газа для населения выросла в 4 раза, что лишь снизило потребление энергоресурса, но никак не повлияло на состояние рынка в целом.
Кроме того, расчет цены газа на уровне ценового паритета предусматривает начисление транспортных расходов от границы на весь объем газа (включая газ местной добычи) и не учитывает цены, сложившиеся на нерегулируемом сегменте рынка.
Как отмечает представитель Ассоциации газового рынка Украины Алексей Овдиенко, в результате происходит разбалансирование рынка и отказ потребителей от газа в пользу альтернативных источников энергии.
По словам советника президента ВОО “Союз участников либерализации газового рынка” Олега Бакулина, падение потребления газа серьезно сказывается на показателях компаний-независимых поставщиков.
Эксперты говорят, что рыночные цены на голубое топливо должны быть установлены для всех категорий потребителей. А в случае решения продлить госрегулирование расценок для льготных категорий (население, религиозные организации, ТКЭ), определять стоимость газа следует как средневзвешенную величину между импортным и отечественным продуктом. С дальнейшим внедрением системы адресного субсидирования и монетизации субсидий и льгот. По предварительным оценкам участников рынка, на эти цели понадобится 120-150 млрд. грн. в год.
Демонополизация рынка
По словам руководителя сектора “Энергетика” BRDO Алексея Оржеля, потери в украинских распределительных газовых сетях в 4 раза выше, чем в странах ЕС. Примерно 53% ресурса продается в неконкурентных условиях.
“По нашим оценкам, госрегулирование розничного рынка природного газа в 87% случаев не достигает своих целей, а порядка 28% регуляторных нормативно-правовых актов либо незаконны, либо неактуальны”, – рассказал Оржель.
Например, методика, согласно которой гражданам начисляют увеличенный расход газа при отключении горячей воды или отопления.
“То есть, сели вы даже не пользуетесь газом для подогрева воды или обогрева помещений, вам все равно начислят большее потребление. Если у вас нет газового счетчика и отключили горячую воду в квартире – стоимость услуг поставки газа автоматически увеличивается в 1,5 раза”, – отмечают в BRDO.
К незаконным документам эксперты относят и упомянутое ранее постановление КМУ №187. По их мнению, оно искажает цены на рынке газа. Ведь этим документом продлили обязанность НАК “Нафтогаз” поставлять газ по специальной цене для бытовых потребителей, религиозных организаций и теплокоммунэнерго (ТКЭ), которая в 2013-2017 годах была на 26-73% ниже, чем цена для промышленных потребителей.
Что, по словам главы BRDO Алексея Гончарука, фактически блокирует создание конкурентного рынка газа, лишает население возможности выбирать поставщика услуг и закрепляет монополию облгазов.
По словам Олега Бакулина, только три бытовых потребителя в Киеве сумели вырваться из лап монополистов. Они проскочили в переходный период, когда с июля 2015 года по закону одна компания уже не могла одновременно распределять и поставлять топливо потребителям. “Киевгаз” тогда разделили на две компании: распределяющую “Киевгаз” и ее дочку “КиевГазЭнерджи”, которая взяла на себя хлопоты по расчетам с киевлянами.
“Вот тогда они и заключили договоры на поставку с другим поставщиком. А теперь сделать это очень трудно. Согласно решению НКРЭКУ, потребитель имеет право отказаться от услуг монополиста. Но, как показал опыт одного потребителя в Киевской области, местный облгаз насчитал несуществующий долг и отказывается удовлетворить заявление о разрыве договорных отношений”, – рассказал Бакулин.
Отмена лицензий
Между тем, как отмечают эксперты, закон “О рынке природного газа” предусматривает, что уже в 2017 году должен был быть полностью свободен для конкуренции.
К сожалению, даже существующие механизмы по административному установлению цены на газ по политическим причинам не работают. О чем недавно сообщил глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев. По его словам, необходимо убрать механизм, при котором кто-то берет на себя ответственность по определению цены на газ.
По нормам постановления КМУ №187, Минэнергоугля уже до 1 июля 2017 года должно было обнародовать соответствующую цену поставок газа для населения и ТКЭ на период с 1 октября 2017 по 1 апреля 2018 года (так называемые поставки по спецобязательствам), однако несмотря на многочисленные обращения, министерство до сих пор не выполнило требование постановления.
Эксперты считают, что на пользу рынку пойдет также отмена лицензирования деятельности газораспределительных компаний. И внедрение принципа уведомления о готовности осуществлять хоздеятельность.
“Лицензия как инструмент регулирования природной монополии, не только не действует (поскольку лишение лицензии не означает прекращение деятельности), но и вредна, потому что приводит к наличию нерегулированных мелких монополий, у которых нет лицензий”, – заверил Алексей Оржель. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)