Украина может столкнуться с дефицитом топлива предстоящей зимой. В новый отопительный сезон страна входит с рекордно низкими запасами угля и нехваткой средств у генерирующих компаний на закупку энергоносителей. Эксперты предупреждают, что для удовлетворения потребности в топливе Украине необходимо существенно наращивать импорт угля. В случае недопоставок топлива в стране вновь может быть объявлена чрезвычайная ситуация в энергетике.
По данным Государственной службы статистики Украины, на 1 октября 2017 запасы каменного угля в стране составляли 2,749 млн. т. Это на 33% меньше, чем в прошлом году, и на 13,6% меньше, чем по состоянию на сентябрь.
Запасы других видов топлива также снижаются. Накопленный запас бензина на 1 октября составлял 115,7 тыс. т, что 28,4% меньше, чем на аналогичный период прошлого года, дизельного топлива – 177,6 тыс. т (меньше на 14,3%), мазута – 154,7 тыс. т (на 13,8% меньше).
Производство каменного угля в стране с начала года также упало. Еще в январе уровень добычи угля в Украине составлял 2,6 млн. т, в июне он снизился до 1,9 млн. т, а в сентябре в стране было произведено всего 1,89 млн. т угля.
Пока ситуация далека от критической. Например, в октябре 2014 года запасы каменного угля Украины оценивались всего в 0,7 млн. т. Но говорить о том, что отопительный сезон 2017-2018 гг. пройдет без проблем, не приходится, отмечает аналитик “Алор Брокер” Кирилл Яковенко.
Местные СМИ сообщают, что в ряде городов не может начаться отопительный сезон из-за долгов местных предприятий перед ресурсоснабжающими организациями. Так, из-за долгов перед НАК “Нафтогаз Украины” без отопления остаются несколько населенных пунктов Днепропетровской области, а в некоторых городах построили котельные на альтернативном топливе.
В Украине 14 угольных ТЭС, 12 из которых находятся на подконтрольной Киеву территории. Половина всех угольных станций страны ориентирована на уголь антрацитовой группы, остальные – на уголь газовой группы. Шахты, добывающие антрацит, расположены в Донецком бассейне, где сосредоточена большая часть угольных запасов страны.
В этом году Украина ввела экономическую блокаду Донбасса, в том числе прекратив покупать там уголь. Вместо донбасского угля Киев начал закупать топливо в США, заплатив повышенную цену за свою “энергетическую безопасность”. По контракту, американская сторона обязуется поставить Украине в этом году 700 тыс. т угля. Цена поставляемого угля – $113/т.
Как сообщал летом и. о. гендиректора “ДТЭК Энерго” Дмитрий Сахарук, энергохолдинг “ДТЭК” закупает уголь со своего шахтоуправления “Обуховская” (Ростовская область России) по цене $95/т с учетом доставки на тепловые электростанции (ТЭС) Украины.
Впрочем, отказаться от закупки угля у России, у Киева пока не получается. В январе-сентябре этого года на долю России пришлось 54,9% угольного импорта на сумму $1,04 млрд.
Из США Украина импортировала угля на $477,9 млн. (25%), из Канады – на $116,2 млн. (6,1%). Объем поставок из других стран составил $262,3 млн.
Несмотря на то, что сейчас Украина активно наращивает импортные поставки каменного угля, его стоимость постоянно растет, отмечает Яковенко. Если в январе 2017 года украинские ТЭС закладывали в тарифы рыночную стоимость ты угля на уровне $75, то уже к сентябрю – $94.
Дело тут не столько в конъюнктуре рынка, сколько в том, что производители энергии искусственно завышают стоимость закупаемого ими топлива: чтобы закупать дорогой импортный уголь, нужны деньги, а долг перед энергогенерирующими предприятиями одной только государственной структуры “Энергорынок” превышает $375 млн., поясняет эксперт.
Проблемы усугубляются еще и финансовыми сложностями энергокомпаний Украины, у которых из-за долгов потребителей накапливается дефицит средств для закупки угля.
На прошлой неделе по инициативе Минэнерго Украины правительство страны приняло решение о выделении “Ощадбанком” кредита на 2 млрд. грн. государственному предприятию “Энергорынок”.
Эти средства будут направлены на погашение долгов предприятия перед украинскими генераторами, которые смогут полученные деньги направить на закупку угля.
Таким образом, конечными получателями этих средств станут холдинг ДТЭК Рината Ахметова (в состав входят “Востокэнерго”, “Западэнерго”, “Днепрэнерго”), а также “Донбассэнерго” и государственная Центрэнерго. Распределением средств будет заниматься Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Ранее за счет госбанков “Энергорынок” уже получал кредиты, которые в итоге предприятия по производству тепловой энергии направляли на закупку топлива. Однако, по мнению экспертов, эти акции являются разовыми и системно проблему с дефицитом угля не решают.
По подсчетам координатора жилищно-коммунальных программ гражданской сети ОПОРА Татьяны Бойко, доля импортного угля в энергобалансе Украины может достичь 44%.
“И самая большая трагедия, что уже весь дешевый уголь выкуплен, остался только американский”, – посетовала она в эфире телеканала “Эспрессо”.
Потребление угля в сентябре составило 3742,3 тыс. т, что на 4,7% меньше, чем в августе, и на 12,7% меньше прошлогоднего показателя.
23 октября исполняющий обязанности директора украинской национальной энергетической компании “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук заявил, что Украина уже к концу 2018 года может полностью отказаться от использования угля антрацитовой группы.
“Исходя из тех планов, которые сейчас есть у тепловой генерации, мы надеемся, что антрацит, начиная с конца следующего года, для нужд энергетических компаний в Украине будет вообще не нужен, так как они полностью обеспечат все необходимые нам мощности на блоках, которые работают на газовом угле”, – сказал он журналистам (цитата по РИА “Новости”).
“Безусловно, что недостаточные запасы на складах не самым лучшим образом могут отразиться на прохождении отопительного сезона”, – говорит украинский эксперт по энергетике Валентин Землянский. Вопрос даже не в начале отопительного сезона, а в стабильном его прохождении после Нового года. По предварительным оценкам, в расчетах на период до конца марта 2018 года дефицит сегодня составляет 4 млн. т. Из низ 3 млн. – антрацит, и 1 млн. – газовая группа.
“Единственным источником, где Украина может докупить необходимые объемы, является Россия, поскольку на ее долю приходится крупнейшая добыча антрацитового угля в мире. И на сегодня просто физически отсутствует ресурс у таких поставщиков, как ЮАР и США”, – поясняет эксперт.
Ранее министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалика ставил дедлайн отказа от угля антрацитовой группы на конец 2019 г.
Перевод украинских ТЭС на газовую группу угля вместо антрацита начался еще несколько месяцев назад, однако проблему таким образом решить не удалось. И в итоге возник также дефицит на уголь газовой группы. По словам Ковальчука, сейчас ожидаемый дефицит угля составляет около 2-3 млн. т.
“Для того, чтобы мы не снижали наши запасы на складах и обеспечивали потребности в этот холодный период, ежедневно должно приходить около 85-90 тыс. т угля на наши электростанции. Пока этот объем меньше”, – признал он.
Еще летом Ковальчук говорил, что Украина может в октябре вернуться к действию режима ЧС в энергетике, если будут сорваны сроки поставок угля.
Меду тем Министерство энергетики и угольной промышленности Украины проводит реорганизацию угольной отрасли, объединяя все профильные госпредприятия в “Национальную угольную компанию”.
Концепция реформирования и развития угольной промышленности страны предполагает увеличение добычи угля в 2017 году до 6,3 млн. т (в 2016 году – 5,8 млн. т), а в 2018 году – до 8,7 млн. т, далее – свыше 10 млн. т ежегодно. (Екатерина Каткова, Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)